Автоматические мысли как самовнушение

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Автоматические мысли занимают центральное место в когнитивно-поведенческом понимании депрессии и тревоги (Beck, 1976; J. S. Beck, 1995). Это мысли, которые постоянно приходят в голову на протяжении дня. Большинство автоматических мыслей приходят и уходят без того, чтобы на них сосредотачивались, и поэтому о них быстро забывают. Согласно Беку (1976), эмоциональные расстройства зависят от содержания этих автоматических мыслей.

У депрессивных людей автоматические мысли сосредоточены на теме потери, тогда как при тревожных расстройствах фокус приходится на ощущение угрозы. Среди депрессивных пациентов существует тенденция к определенным автоматическим мыслям, которые Бек называет когнитивной триадой. Это постоянные негативные мысли о себе, о мире и о будущем. Изменение таких мыслей и исправление когнитивных искажений, дающих им начало, — ключевая особенность когнитивной терапии. С точки зрения гипноза автоматические мысли можно рассматривать как спонтанные самовнушения. Задача терапии состоит в том, чтобы обнаружить дисфункциональные самовнушения, которые пациенты делают самим себе, подвергнуть их сомнению и заменить более адаптивными самовнушениями. У многих пациентов дисфункциональные самовнушения можно раскрыть, попросив их вообразить ситуации, в которых они были печальны и угнетены, и попытаться вспомнить или представить себе мысли, которые тогда приходили им в голову.

Психотерапевт однако, должен иметь в виду, что вспоминание — это реконструктивный процесс. Находится ли человек под гипнозом или нет, его память не работает как видеомагнитофон, в котором можно буквально заново проиграть все то, что случилось раньше. Вместо этого всякий раз, когда человек пытается нечто вспомнить, фрагментарные следы воспоминаний оказываются объединены с когнитивными схемами, убеждениями, планами и соответствующими мыслями и чувствами (см. Mazzoni & Kirsch, 2002). Этот процесс, однако, не препятствует использованию гипнотических образов при раскрытии автоматических мыслей, связанных с депрессивными настроениями. Для депрессивных пациентов обычна негативная оценка ситуации. Таким образом действительно не имеет никакого значения, находится ли фокус на фактическом событии, которое произошло, или на его воображаемом прототипе. Зато, вероятно, будет раскрыт тип автоматических мыслей, которые вызываются этими событиями.

Первый шаг при использовании гипноза для того, чтобы раскрыть, оспорить и изменить автоматические негативные мысли, — установить связь между мыслями и чувствами, как иллюстрирует следующий пример работы психотерапевта с депрессивным подростком:

Терапевт: Люди часто думают, что это события их жизни заставляют их быть печальными, но на самом деле не сами события являются причиной этой эмоции. А способ, которым мы интерпретируем события, — это он определяет то чувство, которое мы будем испытывать. Представьте себе, что одна из учениц в вашем классе получила на экзамене «Хорошо». Как она будет себя чувствовать?

Пациент: Ну, это зависит.

Терапевт: От чего?

Пациент: Я не знаю. От того, что она думала, я полагаю.

Терапевт: Верно! Итак, если она считала, что получит «Отлично», то могла бы подумать: «Я на самом деле оплошала на этом экзамене», — и, наверно, чувствовала бы себя довольно плохо. Но если она ожидала получить «Удовлетворительно», то могла бы подумать: «Эй, я справилась довольно хорошо», — и, как следствие, она, вероятно, будет чувствовать себя тоже довольно хорошо. Таким образом это не отметка заставляет ее плохо себя чувствовать, а то, что она подумала об этой отметке. То, как мы думаем о событиях, действует на нас как спонтанное (непосредственное) внушение, которое мы делаем сами себе, точно так же, как действуют внушения, которые мы применяем в гипнозе. В зависимости от характера наших внушений мы можем печалиться, сходить с ума, быть довольными собой или бояться в качестве реакции на эти внушения. Поэтому ситуация, в которой люди чувствуют себя плохо, может помочь выяснить, какое внушение они себе сделали, чтобы оно привело их к такому плохому чувству. Например, вспомните, когда в последний раз у вас внезапно упало настроение?

Пациент: Это легко. Это было сегодня утром по дороге в школу.

Терапевт: И о чем таком вы подумали, что было связано с этим чувством?

Пациент:    [Пауза.] Ну и дела, на самом деле я не знаю. Я не могу вспомнить, о чем я думал. Я просто шел в школу и плохо себя почувствовал. Кажется, что так происходит все время. Я направляюсь к школе, и если я уже не чувствую себя паршиво, то начинаю.

Терапевт: Да, мысли подобны этому. Мы все время думаем, делая себе внушения, влияющие на наше настроение, но мы не замечаем своих мыслей, и две минуты спустя уже можем забыть, о чем они были. Давайте посмотрим, сможем ли мы выяснить, к какого рода мыслям вы склоняетесь, когда утром идете в школу. Это — утро. Вы направляетесь к школе. Посмотрите, что находится вокруг вас? Где вы? Но на сей раз осознайте свои мысли и скажите их вслух, как только они придут вам в голову. Мысли, связанные с ощущением паршивости, могут легко прийти на ум сами по себе.

Пациент: Я думаю об уроке истории. Это первый урок с утра. Я так сильно отстал. Я никогда не догоню. Я не могу сделать работу. Я просто бесполезен.

В этом примере пациент придумал спонтанные негативные самовнушения, включающие в себя будущее («я никогда не догоню») и его самого («я не могу сделать работу» и «я просто бесполезен»). Их можно подвергнуть сомнению с помощью сократовского диалога во время гипноза или вне его. По нашему опыту, этой частью процесса когнитивного реструктурирования лучше всего можно управлять вне гипноза. Затем снова можно использовать гипноз, чтобы закрепить альтернативные позитивные самовнушения, которые появятся в результате этого процесса. Чтобы помочь пациентам идентифицировать привычные негативные самовнушения, можно научить их контролировать свои мысли в течение дня, делая особые пометки относительно этих мыслей, появляющихся как раз перед изменением настроения, и невозможности записывать их как можно скорее. Затем эти записи можно принести на терапевтическую сессию и оценить. И позитивное, и негативное настроение можно использовать как сигнал для познания себя через самонаблюдение. Наблюдение за своими мыслями, связанными с негативным настроением, может выявить негативные самовнушения, которые это состояние вызывают. Таким же важным может оказаться наблюдение за своими мыслями, связанными с позитивным настроением. Помимо раскрытия позитивных самовнушений, которые можно усилить во время гипноза, они показывают пациенту примеры связи между мыслями и эмоциями. Такие позитивные примеры укрепляют в пациенте веру в то, что настроение можно изменить к лучшему, тем самым сражаясь с безнадежностью и способствуя позитивным ожиданиям.





Комментарий к статье