История истерии началась в Древнем Египте. Там считалось, что истерия является результатом движения матки к пораженной части тела, такое объяснение истерии сохранялось в течение тысяч лет. Таким образом, истерию рассматривали как расстройство, присущее только женщинам. Если у мужчины обнаруживалась слепота, говорили, что он слеп. Однако считалось, что слепота женщины, возможно, истерична по природе и вызывается движением матки к области глаз. Египтяне верили, что причиной передвижения матки была ее неприязнь к запаху того места, где она должна находиться, и принятым лечением истерии было окуривание.
Древние греки переняли у египтян взгляд на это расстройство и сохранили его привычное название (в переводе на греческий «матка» — hysteron). Непрофессиональное значение термина истерия для обозначения чрезмерно эмоционального и разъяренного поведения несомненно связано с тем фактом, что повсюду в истории конвульсии были частым признаком этого расстройства. Это историческое стечение обстоятельств, возможно, ответственно за возникновение стереотипа называть женщин истеричными. Но греки не приняли египетскую теорию причины передвижения матки. Вместо этого они выдвинули свою гипотезу — о том, что матка перемещается, потому что хочет ребенка. Таким образом в качестве лечебного средства они признавали беременность. Ассоциация истерии с блуждающей маткой сохранилась и в Средние века, в которые тем не менее отвергли и египетские, и греческие представления о том, почему матка перемещается. Вместо окуривания и оплодотворения истеричных пациенток лечили с помощью молитвы, как в следующем примере десятого века:
О Господи!.. Останови матку Твоей девы Н. [имя] и излечи эту болезнь, ибо перемещается она неистово… Заклинаю тебя, о матка, от имени Святой Троицы, вернуться в то место,., куда Бог поместил тебя изначально. Заклинаю тебя… вернуться на свое место как можно мягче и спокойнее, а не перемещаться и не причинять какой-либо вред этой рабе Божьей, Н… Заклинаю тебя не вредить деве Божьей, Н., не занимать ее голову, горло, шею, грудь, уши, зубы, глаза, ноздри, лопатки, руки, ладони, сердце, живот, селезенку, почки, спину, бока, суставы, пупок, кишечник, мочевой пузырь, бедра, голени, пятки, ногти, но лежать спокойно в том месте, которое Господь для тебя выбрал, чтобы эта дева Божья, Н., стала здорова.
Указания на эти различные местоположения были, конечно, профилактической мерой, нацеленной на предотвращение замены симптома.