Фрейд в течение недолгого времени учился и у Шарко, и у Бернгейма. и гипноз являлся заметной составляющей его ранней терапевтической работы. Позже он отказался от использования гипнотических процедур в терапии, и его отказ от использования гипноза оттеснил гипноз на задний план медицины и психологии на большую часть первой половины XX века, за исключением известных работ Кларка Халла (Hull, 1933) и П. Янга (Р. Young, 1926), чьи систематические экспериментальные исследования сделали важный вклад в развитие гипноза.
Один из учеников Кларка Халла, Милтон Эриксон, стал очень влиятельным клиническим новатором и практиком гипноза. Некоторые из эрисоновских идей о природе гипноза были опровергнуты последующими данными (напр., Green et al., 1990; Оrnе, 1959; J. Young & Cooper, 1972). Однако многие из его инновационных техник (например, рефрейминг, парадоксальные вмешательства) основаны на исследованиях клинической, когнитивной и социальной психологии (напр., Lynn & Hallquist, 2004; Sherman & Lynn, 1990). Всплеск интереса к эриксоновским техникам (см. Matthews, Lank-ton, & Lankton, 1993) сыграл свою роль в возрождении исторического очарования гипноза, как превосходящей методологии — по его чрезвычайному значению для терапевтического вмешательства.
Развитию гипноза способствовало появление организованных и имеющих большое влияние гипнотических обществ и групп по интересам, пополнивших учебный и клинический репертуар многих людей целой гаммы профессий, включая социальных работников и стоматологов. Тщательный подбор гипнотических методов в направлении кратких когнитивно-поведенческих, стратегических и проблемно-ориентированных вмешательств, утонченные экспериментальные исследования гипнотических феноменов, споры об использовании гипноза для восстановления памяти и при лечении диссоциативных расстройств и появление движения «психология здоровья» — все это продвинуло гипноз в основное русло клинической психологии, где он пребывает и сегодня (см. Lynn & Fite, 1998).