Другое эффективное средство для предустановки и изменения доступности фактов в памяти — это попросить человека подумать о чем-то, представить себе нечто, мысленно репетировать и решать проблему в разных ситуациях возможными способами или объяснить гипотетические последствия. Гипноз можно использовать, чтобы усилить ожидания конкретного результата и оживить в памяти понятия и идеи, совместимые с позитивными результатами и несовместимые с негативными результатами (см. Sherman & Lynn, 1990). Когда суждения будут вынесены и решения приняты, тогда эти идеи станут самыми доступными и послужат основой для последующих действий (Sherman, Skov, Hervitz, & Stock, 1981).
Например, в когнитивно-поведенческой терапии, представленной в этой книге далее, мы опишем, как воображение негативных последствий курения и переедания и позитивных последствий обратного поведения способствует сопротивлению этим побуждениям. Образную репетицию часто используют для того, чтобы помочь пациенту подготовиться к ситуации, которой ему предстоит противодействовать в будущем. Мы приведем примеры того, как можно инструктировать пациентов:
- для предупреждения и подготовки к напряженным событиям;
- для вхождения в образную репетицию с помощью визуализизации себя на телевизионном экране, например, осуществляющим успешные копинг-стратегии; и (с) для создания позитивного внутреннего диалога (например, «отличная работа», «молодец») для успешного осуществления стратегий.
Другая тактика, которую рекомендуют использовать сфокусированные на решении терапевты (Fish, 1996; de Shazer, 1985), должна направить внимание пациента к позитивным исключениям из проблемы (например, «Расскажите мне о ситуациях, когда вы не чувствуете тревоги»), тем самым предустанавливая адаптивные мысли и поведение. Предлагая пациентам вопросы, типа: «Как изменилась бы ваша жизнь, если бы вы сделали X?» или «Что вы должны были бы изменить в своей жизни, чтобы избавиться от страха публичных выступлений?», также можно усилить доступность адаптивных действий (Kirsch & Lynn, 1998).