ТЕХНИКИ КАТАЛИЗАЦИИ В ДОКАЗАТЕЛЬНО-ОБОСНОВАННОЙ ТЕРАПИИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

 

В этой главе мы описываем методы, которые должны быть в распоряжении клиницистов для разработки индивидуально подобранных вмешательств, основанных на доказательно-обоснованных принципах и процедурах.

СОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЁННОСТИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО

Внушения, направленные на то, чтобы участники почувствовали себя в безопасном и защищенном месте, были описаны в терапии многих расстройств и состояний, таких как нарушения пищевого поведения, боль, сексуальное насилие и диссоциативные расстройства (см. Lynn, Kirsch, & Rhue, 1996; Rhue, Lynn, & Kirsch, 1993). Внушения по следующим направлениям могут быть вложены фактически в любую гипнотическую индукцию: И теперь вы можете почувствовать себя в удобном и защищенном месте, спокойном и безопасном. Особом месте.

ВЫСТРАИВАНИЕ ГРАНИЦ ЗАЩИЩЁННОСТИ И СПОСОБНОСТЬ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

ПУЗЫРЬ

Когда один из наших пациентов мысленно представил себе, что достиг основания лестницы (при наведении «Лестница»), он должен был вообразить, что входит в целительную и защитную капсулу витамина Е. Признаем, что некоторым участникам такая ситуация — находиться в капсуле витамина Е — может показаться немного липкой. Ниже мы приводим адаптированные нами внушения из книги Д. Брауна (1992), которые достигают той же цели — помочь участнику почувствовать, что он владеет и управляет своими личными и межличностными границами.

ОБРАЩЕНИЕ К ВЫСШЕМУ Я

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

СОДЕЙСТВИЕ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ И УСТОЙЧИВОСТЬ К ФРУСТРАЦИИ

Внушения по типу высшего Я или мудрого внутреннего советника можно давать в соединении с образным представлением особого места или отдельно как независимые внушения. Следующие внушения предназначены для того, чтобы способствовать процессу принятия решений и выработать устойчивость к фрустрации. 

Анекдоты и метафоры

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Ранее мы отмечали, что прайминг (предустановка) — это способ усиления доступности понятия для выстраивания наборов терапевтических ответов.

Образная репетиция

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Другое эффективное средство для предустановки и изменения доступности фактов в памяти — это попросить человека подумать о чем-то, представить себе нечто, мысленно репетировать и решать проблему в разных ситуациях возможными способами или объяснить гипотетические последствия. Гипноз можно использовать, чтобы усилить ожидания конкретного результата и оживить в памяти понятия и идеи, совместимые с позитивными результатами и несовместимые с негативными результатами (см. Sherman & Lynn, 1990). Когда суждения будут вынесены и решения приняты, тогда эти идеи станут самыми доступными и послужат основой для последующих действий (Sherman, Skov, Hervitz, & Stock, 1981).

Возрастная прогрессия

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Образную репетицию и поиск исключений из проблемы можно проводить на фоне возрастной прогрессии: при этом пациентов просят представить себя в будущем, когда они уже решат свои проблемы, и обратить внимание на меры, которые они предприняли для улучшения своей жизни.

Возрастная регрессия

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Многие из тех же самых техник можно использовать, чтобы вызвать ощущение регрессии возраста в более ранние годы жизни (полезный обзор техник возрастной регрессии см. у Хаммонда — Hammond, 1990). Например, терапевт может попросить, чтобы пациент спускался вниз по лестнице, с каждым шагом опускаясь на год в прошлое, или попросить пациента наблюдать за событиями прошлого, разворачивающимися на сцене. Пациентам можно также сделать простое внушение «пойти назад по времени» (Yapko, 1993). Алден (Alden, 1995) описал интересную разновидность техники пузыря, в которой дается внушение «плыть назад к событию и рассмотреть его из безопасного пузыря» (с. 67). Независимо от того, какая техника используется, пациентов обычно просят мысленно воссоздать события или чувства, которые происходили последовательно в более ранние периоды жизни или сосредоточиться на конкретном событии определенного возраста, с внушением заново пережить это событие. Чтобы помочь пациентам справиться с тревогой во время возрастной регрессии к событиям детства, терапевт может, например, «идти рядом» с пациентами, чтобы дать им совет; также пациенты могут сами дать взрослый совет себе — ребенку, поскольку события разворачиваются в памяти, и пациенты могут использовать релаксационные процедуры с якорением, перемещенные в прошлое. Когда предстоит рассматривать напряженные события прошлого, бывает особенно полезно, если такому исследованию предшествуют внушения на переживание счастливого или радостного периода в жизни.

КЛИНИЧЕСКИМ ГИПНОЗ С ДЕТЬМИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Многие из техник, которые мы рассмотрели, можно использовать при работе с детьми, достаточно развитыми для того, чтобы проявить внимание к внушениям, — с теми, которых можно увлечь рассказыванием сказки на ночь, чтением истории или книги или привлечь к участию в истории с аудио- или видеокассеты (Kohen & Olness, 1993). Согласно Рю, Линну и Пинтару (Rhue, Lynn, & Pintar, 1996), наличие способности к созданию мысленных образов и к погружению в гипнотические процедуры подразумевает следующее: веру в то, что куклы и мягкие игрушки, изображающие животных, живые; умение представить себе друзей, животных или предметы и умение притвориться и в некотором смысле поверить, что ты являешься кем-то еще (например, персонажем сказки). Напротив, когнитивный дефицит, бедный контакт с действительностью, малый объем внимания и плохая фантазия — являются противопоказаниями для использования гипнотических методов или снижают их эффективность. Уровень развития ребенка определяет уместность использования гипнотических процедур в большей степени, чем его биологический возраст. Возраст вообще расценивается как вторичный по отношению к способностям ребенка концентрироваться, сосредотачивать внимание, воображать образы и понимать внушаемое.

ВАЖНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Используется ли гипноз с детьми или со взрослыми, в своих лучших проявлениях он является совместным предприятием, партнерством. Привлекайте пациентов к участию по всем уровням, включая помощь вам в придумывании значимых и персонифицированных внушений. Например, один из нас недавно лечил женщину от ночных кошмаров, ее мужу было трудно успокаивать жену во время доводивших ее до отчаяния, пугающих сновидений, связанных с террором. Она решила, что слова «прекрасный цветок» будут влиять на нее успокаивающе, и повторяла их себе, прежде чем заснуть, и просила своего мужа, чтобы он шептал ей эти слова, если ей будут сниться кошмары. Фраза хорошо действовала, успокаивая ее, и позволяла ей вернуться к комфортному сну.