МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Чрезвычайную, порой паническую, тревогу взрослых до сих пор часто вызывает пубертатная мастурбация. Понятно, что столкновения с ней могут быть для родителей эмоциональным шоком. Запугивания подростков мнимыми дурными и вредными последствиями составляют единственный реальный вред подростковой мастурбации. Достаточно часты обращения за лечением в связи с ней. К этому моменту обычно уже имеется более или менее длительный стаж запугиваний, конфликтов и попыток «лечения». Инициатор обращения обычно — мать, и, как правило, в связи с мастурбацией у мальчиков (за 12 лет работы с детьми-невротиками среди множества обращений к одному из авторов лишь одно было по поводу мастурбации у девочки-подростка). В общем состоянии мальчика обращают на себя внимание расстройства сна, признаки тревожности и сенситивности, нарушения эмоционального контакта с семьей, иногда со сверстниками. Но необязательность их не дает возможности считать это прямым следствием мастурбации, а не конфликта по ее поводу или общеневротических, не связанных с мастурбацией, нарушений. Методика работы, когда врач, выслушав при подростке жалобы матери, тут же назначает лечение, рассчитанное, подобно «каплям от насморка», на прекращение онанизма, скорее патогенна, чем лечебна, так как подтверждает мнимую патологичность явления. При этом и самим фактом назначения лекарств и их неэффективностью психологическое напряжение подростка только усиливается.

Работа с подростком и родителями должна проводиться раздельно. В беседе с подростком (мать в это время может ознакомиться с полученной у врача достаточно хорошего качества брошюрой для мальчиков-подростков, которую затем с ее ведома можно будет передать и самому подростку) необходимо прежде всего преодолеть сложившееся в «войне» с родителями и самим собой его сопротивление, спаянное с чувством постыдности. Желательно, чтобы врач и пациент были одного пола (мальчик может воспринимать женщину-врача аналогично конфликтующей с ним из-за мастурбации матери). Тон беседы должен быть таким, чтобы подросток мог почувствовать, что врач говорит с ним о тех естественных трудностях развития, которые переживали и пережили все теперь уже взрослые мужчины. Подростка беспокоит не столько сама мастурбация, сколько связанный с поражениями в борьбе с ней душевный конфликт. Советы «избегать сексуальных раздражителей» вредны: с одной стороны, чтобы избегать — о них надо постоянно помнить, и это само по себе сексуальный раздражитель, а с другой — круг стимулов, которые могут на фоне пубертатной гиперсексуальности обретать значение сексуальной стимуляции, непредсказуем. Поэтому прежде всего надо попытаться снизить уровень психического напряжения у подростка. Этому способствует уже сам факт неконфликтного обсуждения проблемы с чужим человеком. Полезно разъяснить сложившуюся ситуацию как временный этап развития, который минует тем скорее, чем более человек владеет своими побуждениями (а не побуждения — человеком). Уместно рассказать, что ничего страшного не происходит, и обсуждать не столько факт мастурбации, сколько меру в удовлетворении вполне естественного для возраста побуждения. Требовать прекращения мастурбации бесполезно, это лишь нарушает контакт с подростком, который уже много раз пытался сделать это и не мог. После нескольких таких встреч и бесед подросток обычно сам сообщает об урежении мастурбации. На этом фоне возможно временное затруднение поведения в виде возбудимости, конфликтности, иногда — агрессивности. Но достигнутый к этому времени контакт уже позволяет воспользоваться при необходимости малыми транквилизаторами.

С большим, чем раньше, доверием подросток воспримет теперь и режимногигиенические рекомендации врача. Местные процедуры, приковывающие внимание к половым органам и вынуждающие манипулировать ими, противопоказаны [Иванов Н. В., 1966]. Дальнейшая работа направлена на закрепление эффекта. Параллельно с описанным проводится работа с семьей, в которой необходимо не только снизить эмоциональное напряжение взрослых, побудить их к психологически целесообразному общению с сыном, но и убедительно разъяснить проблему пубертатной мастурбации; как правило, этих мер достаточно. Следствием прекращения или урежения мастурбации могут быть поллюции, к чему мальчика и семью надо подготовить.

Касаясь близко связанной с половым воспитанием антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, которой посвящена значительная литература, отметим лишь следующее. В ней необходимо учитывать особенности подростковой аудитории. 14—16-летнего подростка едва ли серьезно эмоционально затронут сведения о том, какова старость пьющих и курящих людей, насколько чаще в 40—50 лет умирают от злокачественных опухолей курящие и т. д. Равным образом категорические настояния на том, что, например, 5—10 приемов алкоголя приводят подростка к алкоголизму (хотя это действительно возможно), не произведут впечатления на подростка, так как он знаком не только со столь впечатляющими примерами. В этом смысле показателен вопрос на лекции для подростков: «Вы говорите — алкоголь разрушает человека, и человек выпадает в осадок. А вот наш сосед пьет уже 20 лет — и ничего!». Мы можем обоснованно сомневаться в том, что 20 лет алкоголизации прошли для человека бесследно, но подросток результатов злоупотребления не улавливает и для него слова лектора (или текст брошюры) окажутся неубедительными. Полезно также учитывать, что алкоголь (особенно у подростков) изменяет смысловые сферы личности, а значит и восприятие антиалкогольной пропаганды. Следовательно, запугивание, а особенно — формальное и утрированное (нам приходилось слышать лекции, в которых на основании весьма произвольно строящихся графиков доказывалось, что народ стоит на пороге тотальной алкогольной деградации), не достигает цели. Это не снимает необходимости показывать вред алкоголя и никотина, но делаться это должно корректно, и, главное, убедительно! В рамках стоящих перед обществом задач борьбы с алкоголизмом и курением мало доказательств типа «плохо». Необходимо создание моды на трезвость и неупотребление никотина, противопоставление осуждаемому «плохо» информации о том, что и почему «хорошо». Полезно в этой работе постоянно проводить мысль о том, что в динамике общественного развития нарастает тенденция неприятия вредных привычек, отказа от них — нарастает нетерпимость человека к самоотравлению и к нанесению этим вреда обществу. Такое внедрение моды «не пить и не курить» невозможно без практических мер, требующих инициативы и организации. Так, оживление культуры чайханы в Баку привело к резкому снижению алкоголизации молодежи. Система мер профилактики раннего алкоголизма сформулирована Б. С. Братусем и П. И. Сидоровым (1984):

1) микрорайонно-групповой характер антиалкогольной профилактики и лечебной работы;

2) оздоровление микросоциальной среды и лечение алкоголизма у родителей;

3) коррекция и санирование «биологической почвы»;

4) комплексность и единство медико-социальных мероприятий и нравственного воспитания наркологического подросткового контингента;

5) сочетание корригирующего и компенсирующего влияния в антиалкогольной работе с подростками.

Авторы совершенно справедливо подчеркивают, что фронтальное корригирующее воздействие на подростков часто встречает их негативную реакцию, тогда как косвенное и непринужденное компенсирующее влияние способствует формированию антиалкогольных личностных смыслов и установок. Система антиалкогольной и антиникотиновой работы должна брать свое начало, как минимум, в младших классах школы [Копыт Н. Я., Сидоров П. И., 1986]. Множество предметов школьного курса дает возможность попутно, косвенно, но поэтому и убедительно показать их вред. Сегодня же школа практически ограничивается малоэффективными декларациями «пить и курить плохо» и изгнаниями курящих из школьных туалетов. Кроме того, вопреки сложившимся стереотипам адресования работы мальчикам, необходим значительный акцент на работе с девочками не только потому, что они включаются в алкоголизацию и курение темпами, вызывающими тревогу, но и потому, что отсутствие у них антиалкогольной и антиникотиновой установок (или слабость их) может быть серьезным побуждающим и поддерживающим фактором для алкоголизации и курения мужчин (в этой связи показательно рассмотрение проблемы «жена алкоголика» в числе не только причиняемых алкоголизмом страданий, но и этиологических факторов алкоголизма).





Комментарий к статье