Психогенетика сенсорных способностей, двигательных функций, темперамента. Психогенетика сенсорных способностей

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Другие сенсорные системы

Врожденные дефекты в других сенсорных системах, например в соматической или проприоцептивной, как правило, связаны с целым рядом патологических изменений. Например, описана врожденная анальгезия, т. е. нечувствительность к боли, при которой наряду с полным отсутствием болевых ощущений была существенно ослаблена тактильная и температурная чувствительность, отсутствовали сухожильные рефлексы. Последующий анализ показал, что при этой форме наследственной патологии наблюдается недоразвитие спинномозговых ганглиев, задних рогов и задних столбов спинного мозга и практическое отсутствие спиноталамического тракта.

Двигательные функции

При анализе наследования двигательных способностей возникает проблема, связанная с организацией движения. Хотя параметры движения относительно легко поддаются регистрации, имеется целая иерархия уровней, обеспечивающих моторные функции. Нейрофизиологические особенности, характерные для каждого уровня, существенно влияют на соотношение генетических и средовых детерминант, обеспечивающих ту или иную двигательную функцию.

Первый, наиболее простой — это уровень спинного мозга, в основном обеспечивающий элементарные рефлексы, которые представляют собой в высшей степени врожденные механизмы. Если попытаться определить наследуемость параметров движений, совершаемых на этом уровне, то получаются очень высокие значения коэффициента наследуемости. Так, оценки латентного периода коленного рефлекса (разгибание ноги в колене при ударе но сухожилию) дают значение h2=0,98.

Помимо структур, обеспечивающих элементарные рефлекторные движения, существуют так называемые генераторы моторных программ. Активность соответствующих нервных центров обеспечивает довольно сложные последовательности двигательных актов, например дыхание или локомоцию. Хотя генераторы моторных программ во многом функционируют на безусловно-рефлекторной основе, эти системы уже демонстрируют высокую степень пластичности и доступны произвольному контролю. Они локализованы на уровне спинного мозга или на более высоких уровнях моторной иерархии. В качестве второго уровня выделяют структуры ствола мозга, дающие начало вестибулоспинальным трактам и позволяющие осуществлять координацию движений на основе сенсорной информации от вестибулярного аппарата.

Если посмотреть на коэффициент наследуемости параметров движений, связанных с этим уровнем организации (например, бег на короткие дистанции, толчковые движения), то значения окажутся также весьма высокими (около 0,7-0,87). Некоторые авторы приводят для величины наследуемости анаэробной работоспособности, определяемой по результатам бега на 60 и 100 м, еще более высокие показатели — 0,91-0,99 (Шварц, 1978).

В качестве третьего и четвертого уровня организации движений выделяют моторную и премоторные зоны коры больших полушарий» Это высшие центры, отвечающие за выбор цели, программирование движений, формирование сложных двигательных актов, т.е. за осуществление самых сложных произвольных движений. Для них характерна высокая степень пластичности, способность изменяться при тренировке и «отзывчивость» на воздействия среды. Стоит также упомянуть мозжечок и базальные ганглии, играющие очень большую роль в моторных функциях.

Таким образом, движения могут очень сильно отличаться по уровню нейрофизиологического обеспечения, из-за чего в различных двигательных тестах можно получить довольно большой разнобой в результатах. Допустим, от испытуемого требуется просто нажать на кнопку в ответ на определенный сигнал. В зависимости от задачи скорость двигательной реакции может в очень небольшой степени зависеть от моторного компонента и определяться в основном временем, необходимым для обнаружения сигнала, опознания сенсорного стимула, сравнения сенсорного образа со следом в памяти, принятия решения и т. п.

Высокая степень пластичности двигательных систем, их способность к изменению в результате тренировки представляет собой дополнительную трудность в психогенетическом анализе двигательных способностей. Зачастую оценки наследуемости до и после тренировки радикально изменяются.

Как правило, оценки наследуемости сложных поведенческих навыков получаются довольно низкими. Например, при оценке почерка монозиготных близнецов, как разлученных, так и воспитывавшихся вместе, обнаружено очень небольшое количество пар с совпадавшими характеристиками (5-15%). Коэффициент наследуемости для сложных двигательных функций резко падает по мере их развития (как в случае выработки почерка), поскольку индивидуальные различия здесь в неизмеримо большей степени связаны с особенностями индивидуальной тренировки, чем с изменчивостью генотипов.

Возьмем в качестве примера музыкальную деятельность, которая, с одной стороны, представляет собой реализацию сложнейших приобретенных моторных программ, а с другой стороны, предполагает развитие весьма тонких сенсорных способностей.

Изучение наследуемости музыкальных способностей (оценка давалась по 8 параметрам) дало любопытные результаты. Если испытуемые никогда не брали уроков музыки и не упражнялись в игре на музыкальных инструментах, то значения коэффициента наследуемости были довольно высокие. Но показатели наследуемости сразу уменьшались, если исследовалась группа людей, хоть в какой-то степени обучавшихся музыке.

В то же время тренировка может приводить и к увеличению коэффициента наследуемости, если имеется средовый фактор, способствующий реализации генетических способностей у разных генотипов. Оптимальное воздействие среды приведет к тому, что основная причина изменчивости будет заключаться в различиях генотипов. Так, в некоторых исследованиях отмечено возрастание коэффициента наследуемости при автоматизации навыка. Например, близнецов, выросших порознь (как моно-, так и дизиготных), обучали относительно простой задаче отслеживания вращающейся цели с помощью остроконечной палочки (Fox et: al, 1996). Выяснилось, что значение наследуемости было достаточно велико уже в начале обучения и по мере тренировки оно возрастало. Скорость обучения тоже оказалась в значительной степени обусловленной генетическими факторами.

Большое количество данных об организации двигательных функций было получено благодаря изучению спортивных достижений.

В некоторых видах спорта решающее значение имеет биоэнергетическое обеспечение движений. Для характеристики так называемой аэробной работоспособности применяется показатель максимального потребления кислорода (МПК), который показывает потребление кислорода на единицу веса в минуту. Специальные методики позволяют определять этот показатель без учета массы жировой ткани. Аэробная работоспособность важна в тех видах спорта, где требуется выносливость (в частности, скоростная), — бег на средние и длинные дистанции, лыжи, конькобежный спорт, велоспорт, спортивная ходьба.

У нетренированных людей значения МПК составляют 40-50 мл х кг/мин, тогда как, например, у лыжников международного класса МПК превышает 80. При оценке коэффициента наследуемости этого показателя были получены значения -0,79 (Шварц, 1978). В то же время МПК зависит и от средовых факторов — при занятиях соответствующими видами спорта можно получить существенный прирост значения индивидуального МПК. Однако, как указывалось в главе 1, норма реакции (пределы модификационной изменчивости) тоже зависит от генотипа, поэтому увеличение МПК, связанное с тренировкой, как правило, не превышает 20-30%. Это позволяет сразу оценить потенциальные возможности спортсмена, поскольку практически весь прирост МПК происходит в течение первых шести месяцев занятий и ни количество, ни качество последующих тренировок практически не влияет на дальнейшее увеличение МПК.

В случае показателя максимального потребления кислорода мы имеем хороший пример признака (фенотипа): с одной стороны, этот признак является важным показателем физических способностей, а с другой — достаточно неплохо определены наследуемость и относительная роль генотипа и воздействий внешней среды при его формировании.





Комментарий к статье