Определение прагматической валидности

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Обязательным этапом оценки любой диагностической методики является определение прагматической валидности, поскольку диагностические методики, в отличие от исследовательских инструментов, разрабатываются для того, чтобы их можно было применять для решения практических задач. Прагматическая валидность подразумевает проверку теста с точки зрения его практической эффективности, значимости, полезности, поскольку диагностической можно признать методику только тогда, когда доказано, что измеряемое свойство проявляется в определенных жизненных ситуациях, в определенных видах деятельности.

Для определения прагматической валидности обычно используется независимый внешний критерий — показатель проявления измеряемого свойства в повседневной жизни. Такими критериями могут быть успеваемость, профессиональные достижения, эффективность реальной деятельности и т.д.

В данном случае прагматическая валидность оценивалась путем сопоставления результатов тестирования с успешностью учебной деятельности (внешний критерий исполнения). В исследовании принимали участие 103 человека — студенты Калужского государственного педагогического университета и Московского государственного областного педагогического института (г. Орехово-Зуево). Выборка была относительно однородна по возрасту (18—23 года) и включала примерно одинаковое количество юношей и девушек.

В качестве внешнего критерия в одной выборке (42 человека) использовались оценки ЕГЭ по двум предметам — русскому языку и биологии, в другой выборке (61 человек) использовался суммарный балл учебной успешности, который был получен по результатам сдачи сессий.

Коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену), отражающий связь между общим баллом ТУРВ и баллами ЕГЭ по русскому языку, оказался равен 0,51 (р≤0,005); между общим баллом теста и баллами ЕГЭ по биологии — 0,53 (р≤0,005).

Коэффициент корреляции между общим баллом теста и средним баллом учебной успеваемости в вузе равен 0,66 (р≤0,001).

Эти коэффициенты свидетельствуют о том, что уровень развития теоретического мышления (как основной психической функции, характеризующей умственное развитие взрослых) влияет на успешность обучения, а это в свою очередь доказывает прагматическую валидность разработанного нами теста.

Итак, Тест умственного развития взрослых прошел все необходимые стадии проверки и может быть рекомендован к использованию в качестве диагностического инструмента. Однако хотелось бы подчеркнуть, что работа по проверке теста будет и далее продолжена, поскольку ряд его показателей, таких, например, как конвергентная и прагматическая валидность, были получены на небольших по численности выборках. Кроме того, при доказательстве прагматической валидности не следует ограничиваться одним независимым внешним критерием (успешность учебной деятельности). Необходимо использовать и другие показатели (например, успешность в таких видах профессиональной деятельности, где теоретическое мышление играет ведущую роль).





Комментарий к статье