Тест умственного развития взрослых

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


М.К. Акимова, Е.И. Горбачева, В.Т. Козлова, Н.А. Ференс

Приводится полное описание Теста умственного развития взрослых (ТУРВ), включающее руководство по проведению теста, его психометрические характеристики, приемы количественной и качественной обработки результатов тестирования.

В Приложении приведены полный набор заданий теста, правильные ответы к заданиям, образцы бланков для ответов.

Ключевые слова: Тест умственного развития взрослых, руководство по проведению, психометрические характеристики, количественная и качественная обработка, субтесты.

Теоретические подходы к разработке теста

Тест умственного развития взрослых (ТУРВ) относится к тому классу диагностических методик, которые разработаны в рамках концепции социально-психологических нормативов, предложенной К.М. Гуревичем (2008).

Тест направлен на оценку умственного развития взрослых членов нашего общества (в возрасте от 18 до 50 лет). Он диагностирует общую осведомленность, определяемую как микросредой (семьей, школой, сферами общения), так и общественными условиями в целом, и теоретическое мышление, влияющее на успешность обучения, научной работы и других видов познавательной (теоретической) деятельности.

Следует отметить, что работа такого рода выполняется впервые — подобного теста для взрослых, ориентированного на норматив умственного развития, пока не существует. Между тем практика психологической работы требует разработки такого теста, которым можно было бы пользоваться для решения самых разных задач (профессиональных, образовательных, управленческих, социальных, субъективно-личностных), с которыми сталкиваются практические психологи.

Для выявления социально-психологического норматива умственного развития взрослых были проанализированы учебные программы старших классов средней школы и дисциплин общеобразовательного блока высшей школы, изучено доминирующее содержание информационных и научно-культурных программ телевидения и радиовещания, некоторых массовых газет и журналов, справочных изданий. Отобранные понятия и блоки информации были подвергнуты экспертным оценкам. В качестве экспертов выступили индивиды в возрасте 40—60 лет, имеющие высшее образование, высокий интеллектуальный уровень, занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (научной и преподавательской).

Включенный в тест перечень заданий представляет то, что можно рассматривать как социально-психологический норматив умственного развития взрослых. Он включает в себя отобранную после экспертного оценивания и тщательного обдумывания часть того, что составляет основу теоретического мышления.

В норматив умственного развития взрослых вошли:

  • умения давать определения научно-культурным понятиям, т.е. формулировать в явной и сжатой форме их основное содержание;
  • общая информированность, осведомленность, т.е. уровень «врастания в культуру», уровень «присвоения» доминирующей в ней информации;
  • умения делать умозаключения; их сокращенная форма — энтимема — составляет неотъемлемый компонент и повседневного, и профессионального мышления взрослого человека, способствуя оперативной обработке поступающей информации;
  • умения понимать и классифицировать жизненные ситуации, заключенные в пословицах, находить в них общее и различное;
  • умения мыслить по аналогии на материале научно-культурных понятий;
  • умения обобщать, находить общее и специфичное в понятиях, выделять те существенные признаки, по которым они могут быть объединены;
  • умения понимать закономерности, выраженные знаковой символикой, оперировать ей, что может указывать на наличие у человека аналитического склада мышления. Это старый проверенный способ оценки интеллектуального развития человека. Он моделирует такой аспект интеллектуальной деятельности, который служит предпосылкой собственно теоретического мышления.

Созданный по принципу нормативности тест имеет иные, чем традиционные тесты, способы представления и обработки диагностических данных, основным среди которых является отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь испытуемого, обращаться к показателям всей совокупности или выборки индивидов. Нужно просто сопоставить полученные данные с общим числом заданий в тесте. Имеется апробированный способ сопоставления результатов с критериями социальнопсихологического норматива по выборке в целом.

Хочется еще раз подчеркнуть следующий момент. Нет абсолютно никаких причин рассматривать практическое использование подобных методик как попытку психологов воздвигнуть нечто вроде шлагбаума на пути творческого развития индивида. Как бы ни было своеобразно индивидуальное развитие, в какой бы области теории или практики оно ни проявлялось, такое развитие оказывается невозможным без овладения минимумом нормативного содержания, неизбежной базой любого варианта индивидуального творческого развития.

Описание теста

Тест включает семь субтестов:

  1. Словарный.
  2. Общая осведомленность.
  3. Умозаключения.
  4. Классификации.
  5. Аналогии.
  6. Обобщения.
  7. Числовые ряды.

В первом субтесте — Словарный — испытуемый должен дать определения предлагаемым словам и выражениям.

Второй субтест — Общая осведомленность — отражает общую информированность, знания индивидов в различных жизненных сферах, приобретенные ими вследствие межличностных контактов, а также под воздействием средств массовой информации, произведений литературы и искусства. Репрезентативными образцами содержания субтеста являются знания общественно-политического и научнокультурного характера в широком их понимании. Они затрагивают такие сферы, как история, география, экономика, политика, наука, искусство.

Третий субтест — Умозаключения — представляет собой вариант заданий на проверку умений делать выводы из суждений. Чаще всего в мыслительной практике приходится иметь дело с энтимемами -сокращенными категорическими силлогизмами. Энтимема — силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение. Каждое из заданий представляет собой неполное умозаключение (энтимему), в котором пропущено одно из его звеньев — большая посылка, меньшая посылка или заключение. Испытуемый должен из четырех предложенных суждений (А, Б, В и Г) выбрать то, которое восстанавливает полную структуру умозаключения. Выбрать можно только одно суждение.

Четвертый субтест — Классификации. В качестве заданий в нем предлагаются наборы пословиц. Испытуемый должен определить, какое из пяти утверждений в каждом задании не соответствует основному смыслу четырех других.

Пятый субтест — Аналогии. В заданиях предлагается три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Испытуемый должен к третьему слову подобрать такой ответ из числа приведенных, чтобы между ними существовала аналогичная связь.

Шестой субтест — Обобщения. Испытуемый должен установить, что объединяет предлагаемые пары слов или выражений, и записать свой ответ.

Седьмой субтест — Числовые ряды. Задания представляют из себя ряды чисел, каждый из которых построен по определенному правилу. Испытуемый должен определить это правило и в соответствии с ним продолжить ряд на следующие два числа.

Психометрические характеристики теста

Апробация теста проводилась на выборке испытуемых в возрасте от 18 до 50 лет. Всего в эксперименте приняли участие около 400 человек.

Определение надежности теста шло в двух направлениях:

  1. определялась внутренняя надежность измерительного инструмента;
  2. определялась стабильность измеряемого качества.

1. Для проверки надежности измерительного инструмента, свидетельствующего о его однородности (гомогенности), использовался так называемый метод «расщепления». Этот метод состоит в том, что задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем вычисляется коэффициент корреляции между результатами двух полученных рядов. Если задания методики однородны, направлены на выявление одного и того же конструкта, то больших различий в успешности решения набора четных и нечетных заданий не будет, и, следовательно, коэффициент корреляции будет достаточно высоким.

В данном тесте были получены следующие коэффициенты внутренней надежности (гомогенности):

  • первый субтест — 0,90;
  • второй субтест — 0,99;
  • третий субтест — 0,98;
  • четвертый субтест — 0,99;
  • пятый субтест — 0,99
  • шестой субтест — 0,96;
  • седьмой субтест — 0,98.

Все коэффициенты значимы на уровне р≤0,001.

Таким образом, разработанный тест как измерительный инструмент может быть признан надежным в том отношении, что все его задания направлены на выявление одного и того же качества, конструкта.

2. Определение другого вида надежности, зависящего от стабильности измеряемого признака, необходимо для того, чтобы установить, насколько устойчиво, стабильно во времени то качество, которое диагност намерен измерять. Этот вид надежности важен в отношении использования тестовых показателей для прогнозирования того, изменится ли и насколько существенно измеряемое качество спустя некоторый период времени. Для проверки стабильности диагностируемого признака, свойства используется прием, известный под названием тест-ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью той же методики. О стабильности признака судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и второго обследования. Этот показатель будет свидетельствовать о сохранении или несохранении каждым испытуемым своего порядкового номера в выборке.

Повторное обследование осуществлялось через пять месяцев. Был получен коэффициент корреляции, равный 0,89 (р≤0,01).

Таким образом, учитывая полученные коэффициенты гомогенности и стабильности, разработанный тест можно признать надежным диагностическим инструментом.

Валидизация теста осуществлялась по следующим направлениям:

  • определялась теоретическая валидность с помощью метода оценки внутренней согласованности (конструктная валидность) и путем сопоставления результатов нового теста с данными по тесту Р. Амтхауера (конвергентная валидность);
  • определялась прагматическая валидность с помощью внешнего критерия.




Комментарий к статье