X

Организация психологических исследований в Американской армии

Успех грандиозного предприятия американских психологов в значительной мере обусловлен его организацией, так что историческая справка об этой стороне дела представляет большой принципиальный интерес.

Когда перед Американскими Соединенными Штатами встала исключительная по своей трудности и ответственности задача подготовки к активному участию в последней европейской войне, то эта задача и в общественных кругах, и в государственных органах вызвала сильное проявление энергии, инициативы, большую работу научной и практической мысли и организаторских способностей. Благодаря этому удалось довольно успешно провести нужную подготовку, особенно трудную для Америки, потому что военную силу — и живую и техническую — приходилось создавать почти заново и с чрезвычайной быстротой. Мало того, американцам удалось внести существенно новое в историю военного дела. Это и есть прежде всего опыт применения научно-психологических данных для разрешения существенных вопросов, связанных с организацией армии.

Правящие органы, и в первую очередь военное министерство, сумели схватить основной смысл стоящей перед ними задачи, и этому не мог не способствовать опыт уже воевавших государств. Было осознано, что основное требование момента — возможно более продуманная, научно обоснованная организационная работа, что «надлежащее использование человеческой мощи», удачное распределение личного труда является залогом успеха. «Никогда еще в истории цивилизации не была так важна мощь ума в противовес силе мускулов».

Результатом этого и было прежде всего то, что в числе других специалистов к разрешению организационной задачи были привлечены и психологи, которые затем приняли очень большое участие в проведении организационного плана, в самом распределении личного труда и выработке лучших форм работы и обучения. Итак, работа психологов по исследованию одаренности осуществлялась как задание, продиктованное государственными интересами. Государство, существенно заинтересованное в ее результатах, поставило ее в условия, соответствующие ее важности, и придало ей размеры общегосударственного дела — размеры, в которых впервые проводятся психологические исследования за все время существования психологии. Государство дало необходимые средства (в самом начале на работу психологов был ассигнован миллион долларов), привлекло виднейших представителей науки в качестве руководителей, сообщило единство плана исследования и создало единую организацию с мощным научным и техническим аппаратом.

Государственные начинания шли рука об руку с усилиями и самих представителей науки. В апреле 1917 г. Американской психологической ассоциацией были образованы различные комиссии для изучения выдвигаемых военной подготовкой вопросов и выяснения роли в ней психологов. В то же время при Национальном совете исследований (National Research Council) также была организована Психологическая комиссия. Приблизительно двухлетней работе этих научных организаций специалистов-психологов была обязана вся та помощь, которую постановка военного дела получила от психологических исследований. Работа проходила в конференциях, подкомиссиях и отделениях, в армии и флоте. Американские психологи сами с удовлетворением отмечают, что им посчастливилось с самого начала работы для военных потребностей действовать объединенно, в то время как исследования их коллег во Франции и Англии имели разрозненный характер.

Таким образом, в качестве второго благоприятного момента в американских исследованиях приходится отметить концентрацию всех научных усилий в данной области, объединенных общим планом, и сосредоточение научного руководства всей работой в компетентных органах из специалистов-психологов, таких, как Йеркс, Термен, Годдард и др.

Психологическая работа в армии преследовала различные цели: отбор лиц для специальных родов службы путем исследования одаренности или пригодности к выполнению специальных требований, выработку наилучших методов обучения, исследование общей одаренности призванных и проч.

Занимающая нас проблема заставляет остановиться на одном из главных направлений этой разносторонней исследовательской работы — на исследовании общей одаренности, охватившем всю армию.

Выработка методов и проведение исследований были осуществлены Комиссией по классификации личного состава армии, образованной из группы психологов, входивших в состав упомянутых выше комиссий — Национального совета исследований и Американской психологической ассоциации.

Стремления психологов совпали и с интересами других учреждений, обслуживающих армию. Так, при Медицинском департаменте армии в самом начале работ по подготовке к войне была осознана необходимость психологического обследования призванных, наряду с медицинским. В качестве ближайшей цели такого обследования мыслилось выделение тех, которые по недостатку умственного развития являются неспособными к выполнению военных обязанностей. На специальной конференции было установлено, что психологи, благодаря своей специальной теоретической и технической подготовке и опыту в исследовании одаренности детей, лучше могут осуществить аналогичную работу в армии, чем представители медицинской профессии, — с большей продуктивностью и меньшими материальными затратами.

Когда были выработаны методы психологического исследования, то проведение обследования в армии было предоставлено Медицинскому департаменту армии, в котором и проходила военная служба психологов. Новизна предположенной работы не давала возможности сразу уловить ее смысл и предвидеть ее значение. Вот почему, исходя из первоначальных скромных задач помощи психологов нервно-психиатрическим исследованиям, психологическое обследование в армии и было включено в число задач Медицинского департамента.

Сами американские психологи отмечают две стороны в этом факте. «Как это часто случается, — замечают они, — полученные результаты оказалось возможным использовать для гораздо более широких целей, чем те, которые ставились вначале». Вместо исследования для обнаружения явлений, относящихся к области невропатологии и психиатрии, стала проводиться работа, теснейшим образом связанная с задачами, стоящими перед Генеральным Штабом и Отделом личного состава Административного управления армии. Так, результаты исследований оказалось возможным использовать в следующих направлениях:

  1. Для определения одаренности отдельных лиц.
  2. Для отбора лиц на более высокие и специальные должности.
  3. Для выделения в рабочие батальоны негодных для регулярного обучения.
  4. Для выделения лиц на офицерские должности.
  5. Для отбора лиц в специальные школы.
  6. Для выделения специальных учебных команд.
  7. Для выделения лиц, совершенно негодных к выполнению военных обязанностей.

Далее у американских психологов мы находим и прямые указания на то, что для психологической работы возникало немало затруднений вследствие объединения ее с медицинской, преследующей другие задачи. Смешение психологической работы с нервно-психиатрической, неосведомленность администрации Медицинского департамента с психологической работой, которая лишь увеличивала обычную и прямую работу Департамента, и различие в интересах у психологов и представителей Департамента — таковы были главные неблагоприятные моменты в работе, затруднявшие ее проведение и объяснявшиеся отсутствием правильной оценки ее значения.

Первая задача, которую нужно было разрешить, — это выработка методов для исследования умственной одаренности. Как было уже указано выше, в последние десятилетия в психологии шла очень интенсивная работа по выработке и проверке подобных методов. Были выяснены основные принципы таких исследований, требования, которым должны удовлетворять их методы и техника проведения экспериментов. Но все же главные методы исследования одаренности затрагивали лишь область детского развития и резкие отклонения в психических функциях, и наука только подходила к более тонкому градуированию степеней одаренности или специальных ее видов.

Между тем именно последние задачи и стояли перед американскими психологами, причем осуществление их должно было получить необычайно широкие размеры и идти под флагом практической работы по организации армии в условиях военного времени. Предстояло выполнить очень ответственную задачу, внести совершенно новый и оригинальный вклад в историю исследований одаренности. Поэтому большой интерес представляет та подготовительная работа по выработке методов, которая была выполнена комиссией из семи виднейших представителей американской психологии, а также те принципы, которые были положены в основу этой работы.

Экспериментальное исследование одаренности стремится заменить длительный и несовершенный обыденный жизненный опыт. Оно стремится получить объективные данные для более или менее точных суждений об индивидуальных особенностях лица и при том на основе сравнительно короткого испытания его работоспособности. Для этого требуется специальная работа, приспособленная к выявлению наиболее существенных психических функций. Развивая эту идею, американские психологи в самом начале своей работы приняли некоторые руководящие принципы для выбора методов.

Методы должны быть пригодны для быстрого исследования большого числа лиц. Они должны служить весьма надежным средством для измерения интеллигентности. Они должны представлять достаточно широкую шкалу, в которой могли бы с возможно большей точностью распределяться различия как высших, так и низших степеней одаренности. Задачи должны носить такой характер, чтобы оценка могла быть объективной, исключающей личные суждения и дающей возможность сравнивать полученные данные. При этом важно, чтобы оценка могла производиться быстро и с весьма незначительным шансом на ошибку. Методы должны быть рассчитаны на то, чтобы в опыте обнаружилась интеллигентность, независимо от имеющегося багажа школьных сведений и навыков, являющихся результатом воспитания. Материал, с которым в опыте должны иметь дело испытуемые, должен возбудить у них интерес, а сама работа испытуемых должна включать минимум письма.

К этим руководящим принципам нужно прибавить еще основное задание, которому была подчинена вся исследовательская работа: исследование общей одаренности все же должно было учитывать в первую очередь те стороны умственной деятельности, значение которых особенно важно в условиях военной жизни.

К сожалению, за отсутствием подробных сведений об этой подготовительной работе, кое-какие довольно существенные стороны ее остаются не совсем ясными. Так, совершенно не освещены теоретические положения, которыми был обусловлен первоначальный выбор определенных задач. Равным образом отсутствуют указания на то, в силу каких оснований определенные процессы признавались существенно важными для суждения об общей одаренности или ее ценности в военном деле. Здесь мы, несомненно, имеем лишь недостаточную осведомленность и не можем сомневаться в продуманности работы, в тщательности предварительного анализа основных операций и в использовании опыта военных специалистов.

Более критическое отношение способна вызвать явная двойственность в самой постановке проблемы у американских психологов. Исследуют ли они общую одаренность или развитие тех функций, которые являются особенно важными в военной службе? Они не раз заявляют, что их методы носят все-таки специфический характер, приспособлены к специальным требованиям военной службы. Отсюда их предупреждение, что эти методы лишь с известными ограничениями могут быть использованы для других целей, и что вследствие этого в руках неопытного и психологически неподготовленного исследователя эти методы, как будто легко дающие оценку, могут оказаться рискованным орудием. И, тем не менее, по смыслу основного задания интересующие нас исследования стремятся именно к определению общей интеллигентности, и именно с этой точки зрения стремятся классифицировать армейскую массу. Поскольку требования к личности в военной обстановке все же являются специфическими, постольку должно быть ясно, что изучать приспособленность к этим требованиям — это одно, а изучать общий интеллектуальный уровень солдат — другое. И те, и другие опыты могут принести большую пользу в деле организации армии, но лишь при второй постановке разрешается общая проблема исследования одаренности взрослых, в первом же случае работа будет преследовать узкие задачи специальной одаренности.

Прежде чем начались исследования в армии, психологическая работа прошла несколько стадий. На основе сформулированных выше принципов была выработана система тестов (задач, испытаний). Отдельные вопросы в этих тестах представляли частью заимствование из уже имеющегося запаса экспериментальных методик, частью — видоизменение имевшихся опытов, а частью — плод самостоятельной изобретательности.

Все методы были затем подвергнуты длительной и всесторонней оценке путем сопоставления результатов пробных опытов и проверке на все более и более расширявшемся составе испытуемых. Так, из методов, дававших очень сходные результаты (высокую степень корреляции показателей успешности работы), один считался излишним. Метод, результаты которого резко расходились с остальными, оставлялся, если им оценивался особый и важный род психических функций. Отбрасывались методы, оказавшиеся слишком легкими (полностью выполнявшимися большим процентом лиц, подвергавшихся испытанию) или недостаточно чуткими, если задачи совсем не выполнялись большим числом лиц.

Это испытание методов прошло следующие стадии. После предварительного испытания их путем пробных опытов в различных частях войск полученные благоприятные результаты позволили сделать более широкую пробу. Из первоначальных 13 серий уже только десять были испробованы на пяти тысячах военных и, кроме того, на большом числе невоенных. Исследованию подвергались лица из служащих в регулярной армии и национальной гвардии, учащиеся в школах для подготовки офицеров, студенты колледжей и университетов и, наконец, лица из учреждений для слабоумных. Результаты доследования подвергались длительной и всесторонней статистической разработке, которая производилась в Колумбийском университете под руководством известного психолога Торндайка.

Между тем исследования были распространены на новых лиц, которые предварительно были обследованы по другим методам. Получены были также другие сведения, характеризующие с психологической и педагогической стороны тех же самых лиц, например, оценки, даваемые офицерами своим солдатам, отзывы учителей и т.п. Все эти данные были сопоставлены с результатами проверяемых методов с целью определения надежности последних.

Когда таким образом методы были проверены, то они еще раз были предложены 80 000 респондентов, включавших, наряду с лицами из армии, учащихся колледжей, высших и низших школ. И только после сопоставления всех полученных данных была окончательно признана пригодность методов, показавших свою ценность, для осуществления исследований умственной одаренности всех призванных.

Оказалось, что показатели распределялись достаточно широко. Лишь небольшой процент был совершенно не в состоянии решить задачи или, напротив, дать их полное решение. Рост ошибок, по мере увеличения трудности задач, говорил, что решение их не зависит от простой скорости работы, что, следовательно, методы исследуют способность к актуальному проявлению умственной работы различного рода и различной степени трудности. Показатели дали высокую корреляцию с другими данными для суждений об интеллигентности испытуемых. Обнаружилось также, что оценка одаренности постепенно понижается, начиная от студентов, переходя затем к учащимся в школах для подготовки офицеров, солдатам регулярной и национальной гвардии и кончая обитателями учреждений для слабоумных. Большое соответствие дали результаты опытов и с теми оценками, какие офицеры давали своим солдатам. Даже при повторном опыте оказалось, что субъект показывает результаты, очень незначительно отличающиеся от полученных ранее.

Изложенная кратко история выработки и апробации тестов создает ясную и поучительную картину серьезного научного подхода к исследованию. Около 100 000 испытуемых представляют настолько внушительную цифру, что получающиеся при этом ясные данные смело могут удовлетворять основному методологическому требованию ко всякому научному положению — требованию широкого эмпирического базиса.

Когда этот базис был получен, т.е. методы оправдали себя, военное министерство распространило проведение исследований на всю армию. Такая грандиозная задача, вдобавок связанная с необходимостью быстрого ее выполнения, естественно, требовала участия большого числа лиц, которые бы не только были хорошо ознакомлены со своей ролью, но были бы и вообще осведомлены в психологии и в практике психологического эксперимента. Предусматривая все мелочи (в психологическом эксперименте всякая мелочь грозит величайшими последствиями, и лишь специалист может отличить существенное от несущественного), комиссия психологов особенное значение придавала подготовке персонала, способного осуществить намеченный план исследования, и с этой целью была учреждена особая школа для обучения военной психологии. К началу исследований психологический персонал включал больше 120 руководителей и 350 других лиц. Больше 500 человек были заняты счетной и статистической работой.

admin:
Еще статьи