Первый номер журнала «Психологическая диагностика» за 2007 г. представлял собой специальный выпуск на тему «Диагностика личностного потенциала» под редакцией Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина. В нем были опубликованы материалы межвузовской исследовательской группы по проблемам личностного потенциала, которых оказалось настолько много, что некоторые из них были помещены в следующих номерах журнала. Тем не менее работа группы, связанная в том числе с адаптацией зарубежных и разработкой новых методик диагностики личностного потенциала, интенсивно продолжалась, да и само понятие личностного потенциала сделалось за эти годы если не привычным, то, по крайней мере, вполне знакомым.
Накопленные за несколько лет разработки позволили нам подготовить новый специальный выпуск — «Диагностика личностного потенциала — 2», который предлагаем вниманию профессиональной аудитории.
За прошедшие годы продолжалась теоретическая и эмпирическая работа, связанная с раскрытием самого понятия личностного потенциала. В первом приближении в качестве объекта исследования мы понимаем личностный потенциал как те индивидуально-психологические характеристики, которые позволяют человеку справляться с разнообразными вызовами, сохраняя внутреннюю цельность и устойчивость. В житейском понимании личностный потенциал хорошо передается представлением о «стержне личности», который может быть незаметен ни окружающим, ни самому человеку. В этом случае он может неожиданно проявиться в новых для человека ситуациях.
Личностный потенциал тесно связан с личностной зрелостью и здоровьем. Мы пытались подойти к проблеме личностного потенциала как потенциала саморегуляции в широком смысле слова. При этом мы выделяли две функции личностного потенциала: функцию самоопределения (выбор мотивов и целей для достижения) и функцию реализации (осуществление задуманного).
Главным содержанием функции самоопределения является расширение спектра возможностей действия, которые раскрывает для себя субъект, спектра потенциальных смыслов, которые может нести в себе ситуация, и самоопределение по отношению к ним, раскрытие потенциала свободы. Главным содержанием функции реализации является сужение спектра возможностей, совладание с их избыточностью путем осуществления выбора и переход к его реализации, преодоление неопределенности, раскрытие потенциала ответственности. Чуть позднее к этим функциям прибавилась третья — функция сохранения, проявляющаяся в гибкости перед лицом стрессогенных событий, затрудняющих или делающих невозможным достижение поставленных целей, а характеристики личностного потенциала стали рассматриваться как одна из ключевых групп ресурсов личности.
Несмотря на всю важность тематики личностного потенциала, проблема его операционализации еще не имеет на настоящий день однозначного решения. Трудности операционализации личностного потенциала связаны со следующими моментами.
Во-первых, операционализация личностного потенциала может происходить только через рассмотрение и выделение отдельных его компонентов и функций. При этом необходим постоянный поиск соответствия между функциональным и компонентным анализом, т.е. ответ на вопрос, как измеряемый методикой конструкт соотносится с функциями личностного потенциала. Во-вторых, необходима возможность качественной оценки и использования проективных тестов, позволяющих обеспечить интегративную оценку личностного потенциала и зрелости личности. В-третьих, открытым остается вопрос о том, возможно ли в принципе (и если да, то каким образом) исследование личностного потенциала как потенциала самодетерминации, как предпосылки преодоления внешней детерминации и выхода за рамки причинно обусловленной деятельности.
Представленные в настоящем выпуске журнала исследования в какой-то мере отвечают на первые два вопроса, углубляя их понимание. Публикуемые статьи посвящены диагностике как отдельных компонентов личностного потенциала (толерантности к неопределенности, самоорганизации деятельности, оптимизма), так и более целостных структур, связанных с системной организацией процессов саморегуляции в целом (личностное развитие, самодетерминация).
Статья Д. А. Леонтьева, Н.А. Михайловой и Е.И. Рассказовой посвящена апробации проективной методики незаконченных предложений Вашингтонского университета — методики диагностики уровня развития эго Дж. Лёвинджер. В последнее время становится все более очевидным, что личностный потенциал невозможно полностью диагностировать на основе опросников, подразумевающих осознание и вербализацию тех или иных особенностей, необходимо также применение качественных методов исследования личностного потенциала и проективных методик. В данной статье описан процесс апробации русскоязычной версии методики незаконченных предложений, направленной на комплексную диагностику уровня развития эго. К достоинствам данной методики относится возможность полной оценки ее психометрических характеристик. Согласно описанным в статье результатам, надежность и валидность подростковой и взрослой русскоязычной версии методики не уступают характеристикам англоязычного варианта методики.
В статье Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина продолжена тема психодиагностики оптимизма (в различных его пониманиях) как компонента личностного потенциала. В работе представлены результаты русскоязычной апробации
Новое в диагностике личностного потенциала
Опросника диспозиционного оптимизма (LOT), созданного на основе модели поведенческой саморегуляции М. Шейера и Ч. Карвера. В работе исследуются психометрические характеристики русскоязычной версии опросника. Продемонстрировано, что характеристики предложенной методики в целом соответствуют характеристикам ее оригинальной версии, а сама методика обладает достаточной надежностью—согласованностью, внешней и факторной валидностью.
Статья Е.Н. Осина посвящена новым данным о факторной структуре Шкалы общей толерантности к неопределенности Д. МакЛейна в русскоязычной адаптации Е.Г. Луковицкой. Согласно модели личностного потенциала, толерантность к неопределенности играет важнейшую роль на этапе самоопределения, выбора актуального мотива для реализации. Толерантность к неопределенности является необходимым условием такого самоопределения. На основе кластерного и конфирматорного факторного анализа автор выделил и подтвердил пять субшкал методики: отношение к новизне, отношение к сложным задачам, отношение к неопределенным ситуациям, предпочтение неопределенности и толерантность/избегание неопределенности.
В статье Е.Ю. Мандриковой описываются процедура и результаты создания и апробации Опросника самоорганизации деятельности, позволяющего оценить выраженность психологических факторов саморегуляции на различных ее этапах (выбора деятельности, целеполагания, целедостижения). Согласно результатам исследования, методику можно считать надежной и валидной (проверялись внешняя, конструктная и факторная валидность опросника).
Статья Е.И. Рассказовой посвящена разработке и апробации методики диагностики особенностей принятия решений в отношении здоровья и болезни. Несмотря на большую эмпирическую работу в сфере исследований личностного потенциала, достаточно мало известно о возможностях применения этого конструкта в различных областях психологии — организационной, социальной, клинической и др. Автором предпринята попытка применить конструкт личностного потенциала к проблематике исследования отношения к здоровью и болезни. В статье описана процедура создания методики на основе теории само-детерминации Э. Деси и Р. Райана, а также этапы ее апробации. Продемонстрированы надежность—согласованность, ретестовая надежность методики, внешняя, факторная и конструктная (ретроспективная) валидность методики.
В целом вошедшие в специальный выпуск журнала статьи отражают различные грани решения проблемы операционализации личностного потенциала и его компонентов. Мы надеемся, что представленные в журнале новые психодиагностические методики вызовут интерес у психологов-исследовате-лей и психологов-практиков и послужат стимулом к дальнейшему развитию данной проблематики в России.
Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова