В консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье.
Психолога-консультанта интересует в этом смысле по крайней мере четыре аспекта:
- актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;
- их история, особенно в критических точках онтогенеза;
- межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей;
- объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.
Практически то же самое можно сказать и относительно межличностных отношений ребенка в детском коллективе — в школе, детском саду, компании во дворе.
Все имеющиеся методики диагностики родительско-детских отношений можно разделить на:
- предназначенные только для детей;
- предназначенные только для родителей;
- одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей;
- методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для детей и для родителей, соотносимые друг с другом;
- методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель—ребенок.
Таким образам, можно представить следующее типологическое пространство, упорядочивающее все методики для обследования родительско-детских отношений в семье (рис. 2).
К сожалению, не все эти типы в одинаковой мере обеспечены методически. В опыте исследовательской и практической работы хорошо зарекомендовали себя следующие методики.
- Методики, предлагаемые ребенку.
- 1. Методика «Рисунка семьи» и ее модификации.
- 2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля.
- 3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».
- 4. Модификация оценочно-самооценочной методики.
- 5. Детский аперцептивный тест.
- 6. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Энтони.
- 7. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.
- Методики, предлагаемые родителям.
- 8. Анамнестический вопросник.
- 9. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка».
- 10. Опросник родительских отношений Варги — Столина.
- 11. Опросник «Подростки о родителях».
- 12. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера.
- 13. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI.
Рис. 2. Типология методик, используемых для диагностики родительско-детских отношений в семье
- Методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям.
- 13. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.
- 14. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка, и наоборот.
- 15. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю.Андрущенко и Г.М.Шашловой.
- Методики, предлагаемые диаде ребенок—родитель.
- 16. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор—строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.
- Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.
- 17. Цветовой тест отношений Эткинда.
- 18. Методика «Модель личностной сферы».
- — VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.
- 19. Родительское сочинение.
Известны и другие методики диагностики межличностных отношений в семье, применяемые в исследованиях семьи или в практике семейного и возрастно-психологического консультирования. Некоторые из методик диагностики межличных отношений ребенка в семье составляют содержание следующих разделов настоящей главы.