Порядок и последовательность обработки данных

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Обработка результатов, полученных с помощью методики «Незавершенные предложения», традиционно содержит качественный и количественный анализ.

Качественный анализ весьма разнообразен и определяется в основном тремя моментами:

  1. содержанием личностной или межличностной проблемы, исследуемой с помощью данного метода;
  2. теоретическими представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом;
  3. конкретным вариантом используемых неоконченных предложений.

При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения.

Выделяют три типа отношений:

  1. нейтральное, оцениваемое как «О»;
  2. положительное, оцениваемое как «+»;
  3. отрицательное, оцениваемое как «-».

Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации. Например, по отношению к описываемому варианту методики Saks-Sidney применяются такие оценки:

  • +2 — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту;
  • +1 — положительное отношение;
  • 0 — нейтральный по смыслу ответ; отношение не выражено или непонятен его эмоциональный знак;
  • -1 — отрицательное отношение;
  • -2 — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту.

Например, начало предложения следующее: «По сравнению с большинством других семей моя семья…».

Варианты завершения и оценки:

  1. «плохая», «недружная», «несчастливая», «распалась» -2 балла;
  2. «не очень хорошая», «нервная», «менее дружная» -1;
  3. «не хуже и не лучше», «такая же» 0.

Начало предложения и оценка: «Будущее кажется мне…».

Варианты завершения:

  1. «очень мрачным», «плохим», «печальным», «страшным» -2;
  2. «не очень светлым», «туманным» -1;
  3. «неясным», «неизвестным», «как настоящее» 0.

В частности, вербальные отказы (ответы типа «не знаю», «не думал») и поведенческие отказы (пропуск предложения, отсутствие его завершения) всегда оцениваются как -2.

Некоторые предложения в своей первой части содержат не только указание на объект, но и включают в себя положительную или отрицательную позицию по отношению к данному объекту. Например: «Мне очень не нравится, когда мужчины…», «Больше всего люблю людей, которые…».

Количественная оценка завершения подобного предложения определяется тем, усиливает, увеличивает или снижает, уменьшает ответ испытуемого первоначально заданную позицию (особенно отрицательную).

Например, сфера отношение к себе: «Если все против меня, то…» (варианты завершения):

  1. «это ужасно», «мне очень плохо», «я умру» -2;
  2. «то кто же за?», «то я за» 0;
  3. «я не расстраиваюсь, не огорчаюсь, плевал на это» +1;
  4. «я все равно стою на своем», «отстаиваю свое» +2.

Или же сфера отношение к мужчинам: «Мне очень не нравится, когда мужчины…» (варианты завершения):

  1. «негодяи», «отвратительны» -2
  2. «курят», «не держат слова» -1;
  3. «обыкновенные» 0;
  4. «слишком разговорчивые», «болтливые» +1;
  5. «много смеются, шутят» +2.

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из четырех входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от +8 до -8 или может быть нулевой.

Всего таких показателей 16, в соответствии с количеством сфер. Результаты количественной обработки данных могут быть представлены в виде следующего графика (рис. 8).

Последовательность расположения сфер на горизонтальной оси может передаваться не в случайном порядке, а специальными тематическими группами.

  1. Тема представления о себе:
    1. страх;
    2. чувство вины;
    3. отношение к себе.
  2. Тема семейных отношений:
    1. 4) отношение к отцу;
    2. 5) отношение к матери;
    3. 6) отношение к семье.
  3. Тема отношений со своим и противоположным полом:
    1. отношение к мужчинам;
    2. отношение к женщинам;
    3. отношение к сексуальной жизни.
    4. Порядок и последовательность обработки данных Рис. 8. Графическое выражение результатов методики «Незавершенные предложения»

  4. Тема отношений с другими людьми:
    1. отношение к друзьям;
    2. отношение к сотрудникам;
    3. отношение к подчиненным;
    4. отношение к начальству.
  5. Тема временной перспективы:
    1. отношение к прошлому;
    2. отношение к будущему;
    3. жизненные цели личности.

В этом случае можно сравнивать оценки внутри каждой темы и между отдельными темами. Так, по данным клинических исследований, высокие отрицательные оценки в сфере страхов и опасений сопровождаются, как правило, суженной временной перспективой, неуверенностью в будущем, отражающейся в низких положительных или высоких отрицательных оценках соответствующей сферы.

Представляется интересным совместить на одном графике вместе с индивидуальным профилем (см. рис. 8) и кривую динамики среднего латентного времени для каждой сферы (подсчитывается как среднее арифметическое для соответствующих четырех предложений). Известно, что эмоционально-значимые предложения даже при формальном положительном соответствии ответа началу предложения сопровождаются задержкой, существенным удлинением латентного времени.

Особенностью методики является возможность быстрого подбора оригинальных «ответов» из системы отношений человека, которая подвергается обследованию. Вариант методики неоконченных предложений положительно зарекомендовал себя и в тренинговых процедурах с подростками и старшеклассниками.





Комментарий к статье