Данная методика была разработана Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой [Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., 2000] для диагностики детско-родительского общения в период кризиса 6 — 7 лет и, по мнению авторов, позволяет выявить тенденции перестройки социальной ситуации развития и спрогнозировать варианты ее благоприятного или неблагоприятного становления уже на этапе школьного обучения. С нашей точки зрения, методика может быть вполне релевантна и за пределами кризиса 6 — 7 лет, например ее можно использовать и на семьях с детьми младшего школьного возраста.
При построении диагностической процедуры авторы исходили из представлений об общении как двустороннем процессе взаимной направленности действий людей, считая необходимым исследование обеих сторон коммуникативного взаимодействия.
Были разработаны два опросника следующей диагностической направленности:
- анкета-опросник для взрослых, направленная на выявление содержания общения родителей с ребенком («ОСОР-В»);
- тест-опросник для детей, выявляющий представления о содержании их общения с родителями («ОСОР-Д»), включающий беседу с ребенком.
Опросники построены на основе выделения и изучения основных видов содержания общения ребенка со взрослым при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Показаниями к применению данных методик, по мнению ее авторов, могут выступать:
- — диагностика социальной ситуации развития как показателя психологической готовности ребенка к поступлению в школу;
- — оценка уровня актуального и прогноз уровня ближайшего коммуникативного развития;
- — трудности возрастного развития дошкольника при переходе к младшему школьному возрасту (симптоматика кризисного поведения);
- — межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении дошкольника родителями.
Анкета-опросник «ОСОР-В» построена на десяти номинальных шкалах, каждая из которых состоит из четырех утверждений, касающихся определенного содержания общения взрослого с ребенком. Задание представлено в виде 40 закрытых утверждений. Психолог в процессе прямого опроса предлагает родителям четыре варианта ответов, отражающих меру того, как часто они во взаимодействии с детьми обсуждают ту или иную тему. Оценки фиксируются на специальном бланке, в котором имеется 40 пронумерованных клеточек. Для записи ответов используется 4-балльная шкала, с помощью которой испытуемые отмечают степень выраженности оцениваемого качества. Если та или иная тема, представленная в коммуникативном опыте взрослого, обсуждается с детьми часто, то в соответствующей графе листа ответов взрослый ставит два плюса: «++»; если обсуждается, но нечасто — один плюс «+»; если о чем-то говорят редко, то один минус «-»; если никогда — два минуса «- -». При обработке данных первоначально вычисляется алгебраическая сумма плюсов и минусов по каждой шкале. Окончательный — общий — результат представляет соотношение четырех выделенных авторами сфер содержания общения. Сфера «Быт» объединяет три шкалы; сфера «Познание» — две шкалы; сфера «Социальный мир» — две шкалы; сфера «Внутренний мир ребенка» — три шкалы.
Конкретно авторы выделяют для анализа содержания общения ребенка и родителей следующие шкалы:
- Сфера быт:
- — шкала удовлетворения витальных потребностей (ВП) ребенка — здоровья, гигиены, питания, безопасности;
- — шкала ситуативно-бытовых действий (СБД) — помощи по дому, домашних обязанностей, бережного отношения к домашним вещам, самообслуживания;
- — шкала формальных совместных занятий (ФСЗ) — совместных видов игры, конструирования, рисования, чтения, счета, письма, просмотра телепередач.
- Сфера познания:
- — шкала содержания познания (СП) — законов природы, растений, животных, анатомо-физиологических сведений о человеке, информации об известных ученых, писателях, путешественниках и др.;
- — шкала процесса познания (ПП) — способов самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений, использования окружающих предметов и др.
- Сфера социального мира:
- — шкала формальной школьной действительности (ФШД), отражающая выполнение ребенком требований воспитателя (учителя), его детсадовские (школьные) отношения со сверстниками, участие в ходе организованных взрослыми занятий, выполнение их поручений, успехи, неудачи в детском саду (школе);
- — шкала норм социального взаимодействия (НСВ), где обсуждается соответствие поведения правилам, этическим нормам с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения.
- Сфера внутреннего мира ребенка:
- — шкала мира мыслей ребенка (ММР) — особенностей представлений ребенка о тех или иных вещах, его мнений, взглядов по тем или иным вопросам, того, что и как он придумывает, сочиняет, способов решения тех или иных заданий, которые ребенок сам нашел;
- — шкала мира чувств ребенка (МЧР) — обсуждение переживаний, настроений ребенка и их причин, его отношения к людям (симпатии, антипатии) и др.;
- — шкала Я-концепции ребенка (ЯКР), касающаяся обсуждения перспектив общего развития ребенка, его представлений о себе, об изменениях, произошедших в нем за какой-то промежуток времени (каким он был и каким стал), отношении ребенка к себе.
Опросник позволяет получить информацию о специфике содержания общения 6 —7-летних детей с близкими взрослыми с позиции самих детей. Осуществить это с помощью прямого опроса очень сложно, поэтому использовалась непрямая (игровая) техника, заимствованная из теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье». Процедура была модифицирована применительно к задачам исследования детских представлений о содержании общения с близкими взрослыми.
Материал для проведения обследования
Как и в «материнской» методике, сначала ребенок материализирует свою семью с помощью 20 фигур, представляющих людей различных возрастов (форм, величин), достаточно стереотипных для идентификации их с членами семьи ребенка. В наборе обычно присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей. Введена также фигура человека «Никто» с целью выявления содержания общения, которое отсутствует в семье. Каждая фигура снабжается коробочкой — «почтовым ящиком».
В комплект материала также входят напечатанные на карточках «письма» с короткими «посланиями», в которых отражено адаптированное для детей содержание различных коммуникативных ситуаций. Коммуникативные ситуации представлены в 40 «посланиях», которые соответствуют ранее описанным сферам содержания общения и отдельным шкалам.
Процедура проведения обследования
После установления контакта с ребенком психолог просит его рассказать о людях, с которыми он живет в своей семье. Далее с помощью специально создаваемой игровой ситуации испытуемый из всего набора фигур выбирает те, которые, по его мнению, представляют семью. Ребенку предлагается в дальнейшем обращаться к ним как к членам семьи. Затем рядом с каждой из выбранных фигур, изображающих членов семьи ребенка, ставится коробочка («почтовый ящик») и ребенку объясняется, что ему предстоит «посылать письма» своим близким. При этом ребенку показывают карточки и говорят, что они содержат «послания» и его задача положить каждое из них в ящичек той фигуры, к которой «послание» подходит больше всего. Если «послание» на карточке, по мнению ребенка, никому не подходит, то его надо отдать фигуре человека «Никто» (психолог вводит соответствующую фигуру). Если же ребенок считает, что послание подходит нескольким членам семьи, то данную карточку он должен отдать психологу.
Взрослый сам зачитывает детям «послания» с целью уточнения понимания ребенком содержания представленного фрагмента общения. Например: «…рассказывает мне о растениях и животных. Кто рассказывает тебе о растениях и животных? Давай ему отошлем это письмо. Если в твоей семье тебе никто не рассказывает об этом, то отдай это письмо фигуре «Никто». А может быть и так, что тебе об этом рассказывают сразу несколько человек, тогда отдай карточку мне, а я отмечу, что это письмо получили несколько человек».
Интерпретация результатов методики
При обработке результатов детского варианта опросника («ОСОР-Д») авторы предлагают рассматривать распределение внимания к тому или иному содержанию общения между членами семьи, а также соотношение коммуникативных ситуаций, отданных персонажу «Никто» и семье в целом.
Показатели, отражающие особенности содержания общения родителей с детьми, ранжируются. Предварительно рассчитываются средние арифметические баллы по каждой группе шкал (сфере содержания общения), которые затем располагаются в последовательности от большего к меньшему. Им присваиваются ранги от первого до четвертого. Меньшему значению ранга соответствует наибольшая степень выраженности в общении того или иного содержания общения. При этом появляется возможность выделить доминирующие сочетания тех или иных видов содержания общения. По итогам ранжирования у родителя определяется индивидуальное сочетание видов содержания общения, присутствующее в его реальном взаимодействии с ребенком. Эти данные сопоставляются с результатами детского теста-опросника, в котором аналогично, путем применения процедуры ранжирования, выявляется уже с точки зрения ребенка соотношение видов содержания общения, которое предлагают ему родители.
Текст опросника «ОСОР-Д»
Послания, предъявляемые ребенку
- Витальные потребности (ВП):
- — этот человек говорит со мной о моем здоровье, болезнях;
- — этот человек объясняет мне, что надо делать, когда я встречаюсь с опасностью;
- — этот человек говорит мне, что и сколько надо есть;
- — этот человек говорит мне, чтобы я умывался(лась), чистил(а) зубы, вставал(а) вовремя.
- Ситуативно-бытовые действия (СБД):
- — этот человек говорит мне о том, чтобы я помог(ла) по дому: уб-рал(а) квартиру, вымыл (а) посуду и др.;
- — этот человек говорит мне о том, чтобы я сам(а) одевался(лась) убирал(а) за собой вещи;
- — этот человек напоминает мне о моих домашних обязанностях;
- — этот человек говорит мне, чтобы я бережно и аккуратно относился (относилась) к домашним вещам.
- Формальные совместные занятия (ФСЗ):
- — этот человек обсуждает со мной, что мы будем смотреть по телевизору;
- — этот человек разговаривает со мной, когда мы вместе играем;
- — этот человек говорит со мной, когда мы вместе или лепим, или рисуем, или конструируем;
- — этот человек говорит со мной, когда мы вместе читаем или занимаемся счетом, письмом.
- Содержание познания (СП):
- — этот человек рассказывает мне об известных ученых, писателях, путешественниках;
- — этот человек рассказывает мне о том, как и почему изменяется природа;
- — этот человек рассказывает мне о том, как устроен человек;
- — этот человек рассказывает мне о растениях и животных.
- Процесс познания (ПП):
- — этот человек отвечает на вопросы, которые я задаю;
- — этот человек рассказывает мне, что можно смастерить из разного материала;
- — этот человек объясняет мне, если я что-то не понимаю или не знаю;
- — этот человек объясняет мне значения новых слов.
- Формальная школьная действительность (ФШД):
- — этот человек расспрашивает меня о выполнении заданий воспитателя (учителя);
- — этот человек интересуется проблемами моих друзей (одноклассников);
- — этот человек расспрашивает меня о моих успехах, неудачах в детском саду (школе);
- — этот человек расспрашивает меня о занятиях в детском саду (школе).
- Нормы социального взаимодействия (НСВ):
- — этот человек говорит мне, что нельзя баловаться, врать, обижать маленьких;
- — этот человек говорит, как надо вести себя в гостях, в детском саду (школе) и др.;
- — этот человек ругает меня за плохие дела, хвалит за хорошие;
- — этот человек рассказывает мне о людях честных и нечестных, справедливых и несправедливых.
- Мир мыслей ребенка (ММР):
- — этот человек расспрашивает меня, что я думаю о разных вещах;
- — этот человек интересуется моим мнением, взглядами по разным вопросам;
- — этот человек обсуждает со мной то, что я сам(а) придумываю, сочиняю;
- — этот человек расспрашивает меня, как мне удалось что-то выполнить, сделать, решить.
- Мир чувств ребенка (МЧР):
- — этот человек говорит со мной о моих грустных или радостных переживаниях;
- — этот человек расспрашивает меня о моем хорошем или плохом настроении;
- — этот человек обсуждает со мной то, как я отношусь к людям: почему кого-то люблю, а кого-то не люблю;
- — этот человек расспрашивает меня о том, что мне нравится делать, а что нет.
- Я-концепция ребенка (ЯКР):
- — этот человек обсуждает со мной то, какой(ая) я есть и каким(ой) могу быть;
- — этот человек говорит мне о том, как я изменился(лась): какой(ая) я был(а) раньше и какой(ая) стал(а) сейчас;
- — этот человек обсуждает со мной, почему я доволен(льна) или недоволен(льна) собой, уважаю или не уважаю себя;
- — этот человек расспрашивает меня, что я думаю о себе.
Инструкция
Уважаемые родители!
Вам предлагается список утверждений, касающихся различных ситуаций Вашего общения с детьми. Прочтите, пожалуйста, утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом:
«+ +» часто это обсуждаю;
«+» обсуждаю это, говорю об этом;
«-» редко говорю об этом;
«—» никогда не говорю об этом.
Здесь нет «хороших» или «плохих» ситуаций общения. Пожалуйста, отвечайте так, как это складывается у Вас в реальном взаимоотношении с ребенком. Очень важно, чтобы Вы оценили все утверждения.
Текст опросника «ОСОР-В»
- Обсуждаем вопросы самочувствия ребенка (жалобы на нездоровье, сон, необходимость лечебных процедур и др.).
- Обсуждаем реальную и возможную помощь ребенка по дому (уборка квартиры, мытье посуды и др.).
- В разговорах с ребенком планируем совместные просмотры телепередач.
- Разговариваем с ребенком об известных ученых, писателях, путешественниках и др.
- Рассказываем ребенку о тех или иных способах изучения окружающих предметов и явлений.
- Говорим о выполнении требований учителя (воспитателя).
- Обсуждаем последствия асоциального поведения людей (лжи, воровства, хулиганства и др.).
- Обсуждаем особенности представлений ребенка о тех или иных вещах.
- Говорим с ребенком о его переживаниях (грусти, радости, гневе и др.).
- В разговоре с ребенком обсуждаем возможные перспективы его общего развития.
- Говорим о реальных и возможных опасностях, с которыми сталкивается ребенок, их предотвращении.
- Говорим с ребенком о его самообслуживании (одеваться, содержать в порядке свои вещи, убирать за собой и др.).
- Разговариваем с ребенком в ходе совместных занятий конструированием, рисованием и др.
- Беседуем с ребенком об окружающей живой природе (растениях, Животных).
- Отвечаю на различные вопросы ребенка: почему? зачем? для чего? и др.
- В разговоре с ребенком интересуюсь проблемами его друзей (одноклассников).
- Обсуждаем поведение ребенка с точки зрения его соответствия правилам общения в гостях, детском саду, поликлинике, на прогулке и др.
- Обсуждаем с ребенком, что и как он придумывает, сочиняет.
- Разговариваем с ребенком о тех или иных людях, обсуждаем его отношение к ним: симпатию (любовь, привязанность и др.), антипатию (неприязнь, отвержение и др.).
- Обсуждаем с ребенком его представление о себе (или как об умном, красивом и др., или как о глупом, неряхе и др.).
- Говорим с ребенком о вопросах гигиены (уход за телом, своевременность физиологических отправлений и др.).
- Говорим с ребенком о выполнении им (ею) домашних обязанностей и поручений (выносить мусор, ходить в магазин, ухаживать за животными и др.).
- Разговариваем с ребенком, когда вместе с ним занимаемся чтением, счетом, письмом.
- Беседуем с ребенком по поводу сведений об анатомии и физиологии человека (части тела, основные органы, деторождение и др.).
- Обсуждаем попытки самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений.
- Расспрашиваю ребенка о его участии в ходе учебных школьных (детсадовских) занятий, выполнении поручений в школе (детском саду).
- Обсуждаем поступки ребенка с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо».
- Обсуждаем с ребенком его мнение, взгляды на те или иные проблемы.
- Подмечаем и обсуждаем в разговорах с ребенком то или иное его настроение.
- Подмечаем и обсуждаем изменения, произошедшие с ребенком за какой-то промежуток времени, соотносим, каким он был и каким он стал.
- Говорим с ребенком о вопросах питания (регулярность приема пищи, предпочтения в еде и др.).
- Говорим о бережном отношении ребенка к домашним вещам.
- Разговариваем с ребенком в ходе совместной игры (обсуждаем правила, использование игрушек и др.).
- Беседуем с ребенком о законах природы (сезонных изменениях, круговороте веществ и др.).
- Беседуем с ребенком по поводу использования различных окружающих предметов.
- Обсуждаем с ребенком школьные (детсадовские) успехи и неудачи (оценки взрослого, качество выполнения работы и др.).
- Обсуждаем взаимоотношения людей и поступки ребенка с точки зрения этических норм (честность, справедливость и др.).
- Обсуждаем с ребенком его способы решения того или иного задания.
- Обсуждаем с ребенком причины его переживаний.
- Обсуждаем с ребенком его отношение к себе (недовольство собой, гордость за себя и др.).