Опросник представляет собой зеркальный вариант методики АСВ. Вопросы методики АСВ изменены так, чтобы на них отвечали сами дети (подростки). Например, вопрос 34 АСВ звучит: «Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего», а вопрос 34 методики РОД: «Мои родители (или один из них) считают, что, если бы у них не было детей, они бы добились гораздо большего в жизни».
Количество вопросов и их распределение по шкалам (измеряемым параметрам) оставлены теми же. К сожалению, нам не известна концепция методики, нормативные данные и соотнесение результатов с методикой АСВ. В то же время представляется интересной сама идея создания зеркальных методик, в которых совершенно те же самые вопросы, касающиеся взаимоотношений родителей и детей, задаются родителям и детям по отдельности.
Инструкция
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке ответов» обведите кружочком номер утверждения; если Вы не согласны, то не делайте никаких пометок.
В опроснике нет «правильных» или «неправильных» ответов на утверждения. Отвечайте так, как Вы сами думаете.
Текст опросника РОД
- Мои родители считают, что все, что они делают, они делают ради меня.
- У моих родителей часто не хватает времени позаниматься со мной чем-нибудь интересным: куда-нибудь пойти вместе, поговорить о каких-нибудь проблемах.
- Мои родители часто разрешают мне такие вещи, каких не разрешают многие другие родители.
- Мои родители не любят, когда я обращаюсь к ним с вопросами, говорят: догадайся сам(а).
- Я имею дома гораздо больше обязанностей, чем большинство моих товарищей.
- Меня даже мои родители не могут заставить что-нибудь сделать по дому.
- Мои родители считают, что мне лучше не задумываться над правильностью их взглядов.
- Обычно я возвращаюсь домой, когда захочу.
- Мои родители не оставляют безнаказанным ни одного моего плохого поступка, считают, что только тогда я стану человеком.
- По возможности родители стараются меня не наказывать.
- Когда мои родители в хорошем настроении, нередко прощают мне то, за что в другое время наказали бы.
- Родители любят меня больше, чем друг друга.
- Мне кажется, что раньше, когда я был маленьким, родители любили меня больше, чем сейчас.
- Когда я подолгу упрямлюсь или злюсь, родители часто понимают, что поступили по отношению ко мне неправильно.
- У моих родителей долго не было детей, и моего появления очень ждали.
- От своих родителей я часто слышу, что воспитание детей очень утомительное дело.
- Я подозреваю, что у меня есть какие-то качества, которые выводят родителей из себя.
- Мои родители часто конфликтуют из-за различия во взглядах на мое воспитание.
- Мои родители говорят, что я для них самое главное в жизни.
- Мои родители мало интересуются, где я пропадаю.
- Родители стараются покупать мне такую одежду, какую я сам выберу, даже если она дорогая.
- Мои родители считают меня непонятливым. Говорят: «Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить тебе».
- Мне нередко приходилось (или приходится) присматривать за моим младшим братом (сестрой).
- Мои родители предпочитают что-то сделать сами, чем «связываться» со мной.
- Мои родители очень злятся, когда я подмечаю их слабости и недостатки.
- Я сам(а) (без участия родителей) решаю, с кем мне дружить.
- Мои родители считают, что дети должны не только любить их, но и бояться.
- Родители меня ругают очень редко.
- В своей строгости по отношению ко мне у родителей бывают большие колебания. Иногда они очень строги, а иногда все разрешают.
- Мы с мамой понимаем друг друга лучше, чем с отцом.
- Моих родителей огорчает, что я слишком быстро стал(а) взрослым(ой).
- Если я упрямлюсь, то родители делают так, как я хочу.
- Мои родители считают меня слабым(ой) и болезненным(ой).
- Мои родители (или один из них) считают, что, если бы у них не было детей, они бы добились гораздо большего в жизни.
- У меня есть некоторые слабости, с которыми упорно борются мои родители.
- Нередко бывает, когда меня наказывает один из родителей, другой упрекает его в излишней строгости и начинает утешать меня.
- Мои родители часто говорят, что заботы обо мне занимают наибольшую часть их времени.
- Мои родители редко посещают родительские собрания.
- Мои родители стараются купить мне все, что я захочу, даже если это дорого.
- От моих родителей часто можно услышать, что они сильно устают от общения со мной.
- Мои родители часто поручают мне важные и трудные дела.
- Мои родители считают, что на меня нельзя положиться в серьезном деле.
- Мои родители считают, что главное, чему родители должны научить своих детей, — это слушаться.
- Я сам(а) решаю, курить мне или нет.
- Мои родители считают, что чем строже они относятся ко мне, тем лучше для меня.
- Мои родители очень мягкие люди.
- Если мне что-то нужно от родителей, то я стараюсь выбрать момент, когда они в хорошем настроении.
- Мои родители часто говорят, что когда я вырасту, то они мне будут не нужны.
- Мои родители считают, что чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.
- Часто мое упрямство — результат неправильного отношения родителей ко мне.
- Мои родители постоянно переживают за мое здоровье.
- Мои родители считают, что если бы у них не было детей, то их здоровье было бы гораздо лучше.
- Мои родители считают, что, несмотря на все их усилия, некоторые мои недостатки остаются без изменений.
- Мой отец считает, что я его недолюбливаю.
- Мои родители считают, что ради меня им от многого в жизни пришлось отказаться.
- Бывает, что родители не знают о моих оценках и поведении, потому что редко заглядывают в мой дневник.
- Мои родители тратят на себя значительно больше денег, чем на меня.
- Мои родители не любят, когда я что-то прошу. Говорят, что лучше знают, что мне надо.
- Мои родители считают, что у меня было более трудное детство, чем у большинства детей.
- Обычно я делаю дома только то, что мне хочется, а не то, чего хотят родители.
- Мои родители считают, что я должен(должна) уважать их больше, чем всех других людей.
- Я сам решаю, на что мне тратить свои деньги.
- Мои родители строже относятся ко мне, чем другие родители к своим детям.
- Мои родители считают, что от наказаний мало проку.
- Члены нашей семьи неодинаково строги со мной. Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.
- Мои родители часто говорят, что им бы хотелось, чтобы я не лю-бил(а) никого, кроме них.
- Мои родители часто говорят, что когда я был(а) маленьким (маленькой), то нравился (нравилась) им больше, чем теперь.
- Часто я понимаю, что родители затрудняются в выборе решений, как поступить со мной.
- Мои родители многое позволяют мне из-за моего слабого здоровья.
- Я часто слышу от родителей, что воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Что они отдают мне все, а взамен не получают ничего.
- Мои родители считают, что я не понимаю добрых слов и единственное, что на меня действует, — это постоянные строгие наказания.
- Моя мать считает, что отец настраивает меня против нее.
- Мои родители говорят, что все время думают только обо мне, моих делах, здоровье и т.д.
- Мои родители редко заглядывают в мой дневник.
- Я всегда умею добиться от родителей того, чего мне хочется.
- Мои родители говорят, что им больше нравится, когда я веду себя тихо и спокойно.
- Я стараюсь во всем помогать родителям.
- Мои родители считают, что даже если я уверен(а), что они не правы, то должен(должна) делать так, как говорят они.
- У меня мало обязанностей по дому.
- Выходя из дому, я редко говорю родителям, куда иду.
- Мои родители считают, что бывают случаи, когда лучшее наказание — это ремень.
- Мои родители говорят, что многие недостатки пройдут сами собой с возрастом.
- Мои родители берутся за меня лишь тогда, когда я что-то натворю. Если все тихо, они оставляют меня в покое.
- Я часто слышу от матери (отца), что если бы я не был (а) их ребенком, а она (он) была (был) бы помоложе, то наверняка в меня влюбилась(лся) бы.
- Мои родители говорят, что, когда я был(а) маленьким(ой), со мной было интереснее говорить, чем сейчас.
- Мои родители считают, что в моих недостатках виноваты они сами, потому что неумело меня воспитывали.
- Мои родители говорят, что моя жизнь и здоровье стоили им огромных усилий.
- Мои родители считают, что, если бы у них не было детей, они жили бы лучше.
- Мои родители считают, что если они предоставят мне свободу, то я немедленно использую это во вред себе и окружающим.
- Нередко бывает, что если мать говорит мне одно, то отец говорит другое, и наоборот.
- Мои родители говорят, что тратят на меня больше сил и времени, чем на себя.
- Мои родители мало знают о моих делах.
- Мои желания — закон для моих родителей.
- Когда я был (а) маленький (маленькой), то очень любил (а) спать с родителями (или с одним из них).
- Мои родители считают, что у меня плохой желудок.
- Мои родители говорят, что они нужны мне, лишь пока я не выросла), а потом я все реже буду вспоминать о них.
- Иногда мне кажется, что ради меня родители пошли бы на любую жертву.
- Мои родители считают, что мне нужно уделять значительно больше времени, чем они могут.
- Когда я ласков(а) с родителями, они мне все прощают.
- Мои родители хотели бы, чтобы я обзавелся(лась) семьей как можно позже — после 30 лет.
- Моих родителей беспокоит, что мои руки и ноги часто бывают очень холодными.
- Мои родители говорят, что я маленький(ая) эгоист(ка) и совсем не думаю об их здоровье и чувствах и т.д.
- Мои родители считают, что если бы они не отдавали мне все время и силы, то я бы плохо кончил(а).
- Когда у меня все благополучно, родители меньше интересуются моими делами.
- Моим родителям трудно сказать мне «нет».
- Мои родители огорчены, что я все меньше в них нуждаюсь.
- Мои родители считают, что мое здоровье хуже, чем у большинства сверстников.
- Мои родители считают, что я испытываю по отношению к ним слишком мало благодарности.
- Мои родители считают, что я не могу обходиться без их постоянной помощи.
- Большую часть своего свободного времени я провожу вне дома.
- Обычно у меня очень много времени для развлечений.
- Я часто слышу от родителей, что, кроме меня, им больше никто на свете не нужен.
- Моих родителей волнует мой беспокойный и прерывистый сон.
- Нередко я слышу от родителей сожаления, что они слишком рано поженились.
- Мои родители считают, что всего, чего я добился(лась) к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), я добился(лась) только благодаря их постоянной помощи.
- Моими делами в семье в основном занимается кто-то один из родителей.
- Кончив уроки, я обычно занимаюсь тем, что мне нравится.
- Когда я иду на свидание, у моих родителей портится настроение.
- Мои родители обеспокоены тем, что я часто болею.
- Мои родители не помогают, а осложняют мою жизнь.
Интерпретация результатов методики
Интерпретация результатов производится на основании количественной выраженности признака (крайняя правая колонка). Шкалы для интерпретации.
- Уровень протекции в процессе воспитания:
- Г+ — гиперпротекция, или уделение большого количества времени ребенку;
- Г- — гипопротекция — недостаток внимания со стороны родителей.
- Степень удовлетворения потребностей подростка: У+ — потворствование;
- У- — игнорирование потребностей подростка.
- Количество и качество требований к подростку в семье: Т+ — чрезмерность требований и обязанностей;
- Т- — недостаточность требований и обязанностей;
- 3+ — чрезмерность требований-запретов;
- 3- — недостаточность требований-запретов к подростку;
- С+ — строгость санкций (наказаний) за нарушение требований подростком;
- С- — минимальность санкций (наказаний) за нарушение требований.
- Неустойчивость стиля воспитания:
- Н — сочетание различных стилей в воспитании;
- РРЧ — расширение сферы родительских чувств;
- ПДК — предпочтение в подростке детских качеств;
- ВН — воспитательная неуверенность родителей;
- ФУ — фобия утраты (ребенка, родителей);
- НРЧ — неразвитость родительских чувств;
- ПНК — проекция на подростка собственных нежелательных качеств;
- ВК — вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Контрольные вопросы и задания
- Назовите конкретные методики обследования родительско-детских отношений глазами родителя. Какие параметры операционализируются в них?
- Назовите конкретные методики обследования родительско-детских отношений глазами ребенка и охарактеризуйте возрастную релевантность их применения.
- В каких случаях психолог использует методы наблюдения за взаимодействием родителя и ребенка. Какие параметры он использует для описания характеристик этого взаимодействия?
- Какие методики анализа межличностных отношений одинаково пригодны для родителей и детей?
Количество комментариев (1)
Прекрасная идея! Думаю, что методику "Зеркало АСВ" я использую в процессе судебно-психологической экспертизы подростков.