X

Диагностика супружеских отношений. Ролевая структура семьи

Семейные роли и опросник распределения ролей в семье

Задачу создания компактной методики, предназначенной для выявления распределения супружеских ролей в семье, поставили перед собой Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская [Алешина Ю.Е. и др., 1987].

Ими были выделены семь основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.

  1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое название этой роли — «кормилец». Многочисленные данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реализация в большой степени лежит на плечах мужа.
  2. Распределение ролей «хозяин»—«хозяйка». Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.
  3. Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.
  4. Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе. Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок — мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.
  5. Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.
  6. Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.
  7. Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.
  8. Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значительное снижение значимости родственных связей, причем если молодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных отношений, то пожилые считают, что родственных отношений сейчас далеко не достаточно.
  9. Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, — выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

Поскольку роль ответственного за младенца для большинства семей является временной, в опроснике были операционализированы только семь основных семейных ролей. Каждой роли в опроснике соответствуют три вопроса (интерпретацию результатов см. ниже):

  1. Воспитание детей — вопросы 9, 13, 14.
  2. Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) — вопросы 2, 15, 18.
  3. Материальное обеспечение семьи — вопросы 19, 3, 16.
  4. Организация развлечений — вопросы 20, 8, 4.
  5. Роль «хозяина», «хозяйки» — вопросы 17, 5, 21.
  6. Сексуальный партнер — вопросы 10, 6, 11.
  7. Организация семейной субкультуры — вопросы 1, 7, 12.

Инструкция

Просим Вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации Вашей семейной жизни. Все Ваши ответы сохраняются в тайне.

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов; выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере соответствует Вашей точке зрения, и на ответном листе отметьте его крестиком против соответствующего вопроса.

Текст опросника распределения ролей в семье

  1. От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи?
    • A. В основном это зависит от мужа.
    • Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже.
    • B. Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже.
    • Г. В основном это зависит от жены.
  2. От кого из вас в большей степени зависит настроение в семье?
    • А. В основном настроение зависит от жены.
    • Б. В большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже.
    • В. В большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже. Г. В основном настроение зависит от мужа.
  3. Если возникнет необходимость, кто из вас в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег?
    • A. Это сделает жена.
    • Б. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.
    • B. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже. Г. Это сделает муж.
  4. Кто в вашей семье чаще приглашает в дом гостей!
    • A. Чаще приглашает муж.
    • Б. Обычно приглашает муж, но и жена тоже.
    • B. Обычно приглашает жена, но и муж тоже. Г. Чаще приглашает жена.
  5. Кого в семье больше заботит уют и удобство вашей квартиры\’?
    • A. В основном мужа.
    • Б. В большей степени мужа, но и жену тоже.
    • B. В большей степени жену, но и мужа тоже. Г. В основном жену.
  6. Кто из вас чаще первым целует и обнимает другого!
    • A. Обычно это делает муж.
    • Б. Обычно это делает муж, но и жена тоже.
    • B. Обычно это делает жена, но и муж тоже. Г. Обычно это делает жена.
  7. Кто в вашей семье решает, какие газеты и журналы выписывать?
    • A. Обычно решает жена.
    • Б. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже.
    • B. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже. Г. Обычно решает муж.
  8. По чьей инициативе вы чаще ходите в кино, в театр?
    • A. По инициативе мужа.
    • Б. В основном по инициативе мужа, но бывает, что и жены.
    • B. В основном по инициативе жены, но бывает, что и мужа. Г. По инициативе жены.
  9. Кто в вашей семье играет с маленькими детьми?
    • A. В основном жена.
    • Б. Чаще жена, но и муж тоже.
    • B. Чаще муж, но и жена тоже. Г. В основном муж.
  10. От кого в вашей семье зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями?
    • A. В основном это зависит от мужа.
    • Б. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже.
    • B. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже. Г. В основном это зависит от жены.
  11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях; как вы считаете, от кого это может зависеть в вашей семье (вольно или невольно) в большей степени?
    • A. Чаще от мужа.
    • Б. Обычно от мужа, но и от жены тоже.
    • B. Обычно от жены, но и от мужа тоже. Г. Чаще от жены.
  12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) являются определяющими в вашей семье?
    • A. Жизненные принципы жены.
    • Б. Как правило, жены, но в некоторых случаях и мужа.
    • B. Как правило, мужа, но в некоторых случаях и жены. Г. Жизненные принципы мужа.
  13. Кто в вашей семье следит за поведением маленьких детей?
    • A. В основном это делает жена.
    • Б. Чаще это делает жена, а иногда и муж.
    • B. Чаще это делает муж, а иногда и жена. Г. В основном это делает муж.
  14. Кто в вашей семье ходит с ребенком в кино, театр, на прогулки и дрР.
    • A. В основном это делает муж.
    • Б. Чаще это делает муж, но и жена тоже.
    • B. Чаще это делает жена, но и муж тоже. Г. В основном это делает жена.
  15. Кто в вашей семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого\’?
    • A. Муж.
    • Б. В большей степени муж, но и жена тоже.
    • B. В большей степени жена, но и муж тоже. Г. Жена.
  16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих из вас появилась возможность сменить работу на более высоко оплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?
    • A. Это сделает жена.
    • Б. Скорее жена, чем муж.
    • B. Скорее муж, чем жена. Г. Это сделает муж.
  17. Кто в вашей семье занимается повседневными покупками?
    • A. В основном муж.
    • Б. В большей степени муж, но и жена тоже.
    • B. В большей степени жена, но и муж тоже. Г. В основном жена.
  18. Кто в вашей семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?
    • A. Муж.
    • Б. В большей степени муж, чем жена.
    • B. В большей степени жена, чем муж. Г. Жена.
  19. Если в вашей семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займется поисками дополнительного заработка?
    • А. Это сделает муж.
    • Б. В первую очередь это сделает муж, но и жена примет в этом участие.
    • В. В первую очередь это сделает жена, но и муж примет в этом участие.
    • Г. Это сделает жена.
  20. Кто в вашей семье планирует, как и где провести отпуск?
    • A. В основном жена.
    • Б. Чаще жена, но и муж принимает участие.
    • B. Чаще муж, но и жена принимает участие.
    • Г. В основном муж.
  21. Кто в вашей семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ведет с ними переговоры?
    • A. В основном это делает жена.
    • Б. Чаще это делает жена, но иногда и муж.
    • B. Чаще это делает муж, но иногда и жена.
    • Г. Обычно это делает муж.

Интерпретация результатов методики

Обработка результатов сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой).

Ниже приводится «ключ» методики (т. е. распределение вопросов по конкретным семейным ролям).

Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первому варианту ответа (А) приписывается 1 балл, второму (Б) — 2 балла, третьему (В) — 3 балла, четвертому (Г) — 4 балла. В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т.е. в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 А = 4 балла, Б = 3 балла, В = 2 балла, Г = 1 балл.

Подсчет по сферам (с первой по седьмую) ведется следующим образом (в скобках — номера вопросов, на их место надо вписать количество полученных по данному вопросу баллов):

  1. (9 + 13 + 14) : 3 =
  2. (2 + 15 + 18) : 3 =
  3. (19 + 3 + 16) : 3 =
  4. (20 + 8 + 4) : 3 =
  5. (17 + 5 + 21) : 3 =
  6. (10 + б + 11) : 3 =
  7. (1 + 7 + 12) : 3 =

Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — тем больше реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.

Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы.

Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

Авторы методики предлагают и второй вариант использования данной методики — в так называемом «расщепленном» виде. В этом случае методика предъявляется два раза: один раз все вопросы формулируются относительно мужа, второй — относительно жены.

Например, вопрос 1 основного варианта выглядит так:

1. От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи?

A. В основном это зависит от мужа.

Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже.

B. Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже.

Г. В основном это зависит от жены.

В «расщепленном» варианте вопрос задается дважды.

А. В какой степени интересы и увлечения семьи зависят от вашей жены?

В результате сопоставления результатов опроса, проведенного по двум вариантам методики на одних и тех же испытуемых, не было получено сколько-нибудь значимых различий. Это свидетельствует, что в зависимости от задач и целей исследования может быть использован тот или другой вариант методики. Преимуществом первого из них при этом является краткость, в то время как среди достоинств второго можно отметить снижение влияния социальной желательности, так как отвечая на вторую часть опросника, респондент, скорее всего, не помнит, что он отвечал на первую часть, и это затрудняет для него представление распределения ролей в своей семье как более равноправного (что выступает часто как социально одобряемый стереотип).

Предлагаемая методика позволяет за минимальное время выявить представления супругов о ролевой структуре их семьи. Она компактна, формализована и легко может быть использована как в исследовательской программе изучения психологии семьи, так и в коррекционной работе.

Приведем пример использования методики

В исследовании Н.Х. Сафиной [Сафина Н.Х., 2004] прослеживаются изменения ролевой структуры семьи в молодых семьях со стажем супружеской жизни в 3, 5 и 7 лет. При этом отдельно с помощью теста на удовлетворенность браком В. Столина выделены благополучные семьи (в которых у обоих супругов высокая удовлетворенность браком) и неблагополучные семье (здесь у обоих супругов низкая удовлетворенность браком).

Обнаружено, что с ростом брачного стажа у благополучных пар происходит нивелирование, согласование способов межличностного реагирования супругов, притом у мужчин и женщин этот процесс идет по-разному.

С ростом брачного стажа:

  • а) у обоих супругов снижаются авторитарность, независимость, недоверчивость, зависимость, альтруизм;
  • б) у женщин снижаются застенчивость и стремление к сотрудничеству, незначительно увеличивается агрессивность;
  • в) у мужчин агрессивность снижается значительно, увеличиваются покорность и сотрудничество.

Межличностные отношения супругов в благополучных парах с ростом брачного стажа становятся более ровными, гармоничными, спокойными, согласованными. У супругов неблагополучных пар больше различий в способах взаимодействия, т.е. у них наблюдаются серьезные различия именно по тем параметрам, где для семейного сотрудничества необходимо сходство показателей. С ростом брачного стажа эти семьи не отличаются согласованностью, гармонизацией межличностных отношений.

Автор констатирует, что на психологическом уровне супружеские отношения в процессе становления претерпевают довольно серьезные изменения, наибольшая трансформация социально-психологического уровня супружеских отношений происходит на 4—5-м году супружества. Становление супружеских отношений на этом уровне имеет следующие особенности. В начале супружества ролевая структура семьи еще не определена, так как многие семейные функции молодые супруги стараются выполнять вместе. Второй период супружества — время большей формализации в распределении ролей. Муж реализует функции материального обеспечения и сексуальных контактов, жена — воспитатель детей, хозяйка, эмоциональный психотерапевт семьи. Организацией развлечений и семейной субкультурой занимаются оба супруга. К 6 —7 годам супружества в основном закрепляется традиционное распределение ролей. Муж отвечает за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения, жена — за воспитание детей, эмоциональный климат семьи, организацию развлечений, ведение хозяйства и, по мнению самих жен, еще за семейную субкультуру, хотя мужчины считают, что эту функцию они выполняют поровну. В благополучных парах роли согласуются более четко с большим участием мужчин в семейных дедах, а в неблагополучных парах нет определенной договоренности по поводу распределения ролей, и женщины в таких семьях более загружены семейными обязанностями по сравнению с женщинами из благополучных пар, что приводит к снижению удовлетворенности браком.

admin:
Еще статьи