Одной из удачных методик измерения семейных установок в супружеской паре является методика Ю.Е.Алешиной, И.Я.Гозмана, Е. М.Дубовской [Алешина Ю. Е. и др., 1987].
В исследованиях семьи изучение «семейных» установок супругов занимает значительное место. Наиболее популярными и часто используемыми шкалами установок являются такие, как отношение к браку, детям, разводу, сексу, к представителям противоположного пола. Использование установочных шкал в исследованиях семьи очень популярно еще и потому, что они чутко отражают изменения, происходящие в современном институте брака. Так, именно благодаря широкому измерению аттитюдов стали очевидными такие факты, как более позитивное отношение людей к эгалитарным отношениям в семье, к работе женщин, изменения отношения к ценности детей и др. Но тем не менее другие исследования свидетельствуют, что определенные установки людей мешают им адекватно функционировать в различных жизненных сферах и ситуациях. Такие установки существуют и в семейных взаимоотношениях. Видимо, к ним относится ориентация на традиционные отношения между мужчинами и женщинами и на патриархальный тип супружеских взаимоотношений и др.
Ценность и важность шкал установок для психологии семейных взаимоотношений во многом вызваны тем, что использование их непосредственно связано с решением одной из важнейших проблем психологии семьи: исследования влияния сходства — различия (личностных черт, установок, ценностных ориентации и т.п.) на отношения супругов и качество брака.
Вслед за Р.Левисом и Гр.Спаниером многие психологи считают, что чем больше у супругов сходных взглядов по самым разным вопросам, тем это лучше для их отношений. Такой вывод делает шкалы установок особенно ценными для изучения в прогностических целях. Например, знание о том, насколько сходными являются взгляды у вступающих в брак, позволяет предположить наиболее конфликтные в будущем для данных партнеров сферы и в случае необходимости использовать эти данные в добрачном консультировании. Информация о сходстве во взглядах может также быть полезной в работе службы содействия вступлению в брак одиноких, поскольку у людей со сходными установками вероятность формирования успешных отношений гораздо выше.
Удобство использования установочных шкал в эмпирических исследованиях определяется, кроме того, быстротой проведения этих методик и определенной легкостью их создания: чтобы определить установку человека на что-либо, достаточно предложить ему оценить 4—6 суждений относительно этого предмета или явления действительности.
Тестовый материал
Методика Ю.Е.Алешиной представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию по 10 значимым для людей сферам:
1) отношение к людям;
2) альтернатива между чувством долга и удовольствием;
3) отношение к детям;
4) отношение к автономности или зависимости супругов;
5) отношение к разводу;
6) отношение к любви романтического типа;
7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни;
8) отношение к «запретным сферам секса»;
9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи;
10) отношение к деньгам.
Респонденты должны оценить степень своего согласия с каждым из утверждений.
Инструкция
Просим оценить степень вашего согласия с предлагаемыми ниже суждениями, выражающими ту или иную позицию человека в жизни. Здесь нет и не может быть «правильных» или «неправильных» ответов, важно, чтобы выбранный вариант наиболее полно отражал вашу личную точку зрения.
Текст опросника «Измерение установок в супружеской паре»
1. Я думаю, что многих людей оставляют равнодушными неприятности окружающих.
А. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
В. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
2. Большинство людей заняты только собой, и их мало интересует, что происходит вокруг.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
3. Я уверенна), что существуют определенные моральные принципы, которыми следует руководствоваться в любых обстоятельствах.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
4. Плохие поступки люди совершают чаще всего не по своей воле, а по вине обстоятельств.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
5. Что бы человек ни делал, главное, чтобы он от этого получал удовольствие.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
6. Я считаю, что даже незнакомые охотно помогают друг другу, не говоря уже^о близких людях.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
7. Я думаю, что по возможности нужно избегать делать то, что тебе неприятно.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
8. Чтобы быть счастливым, нужно прежде всего выполнять свои обязанности перед другими людьми.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
9. Единственное, что придает смысл человеческой жизни, — это дети.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
10. Я думаю, что супруги должны рассказывать друг другу обо всем, что их волнует.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
11. Семья, в которой нет детей, — неполноценная семья.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
12. Я думаю, что в хорошей семье супруги должны разделять различные хобби и увлечения друг друга.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
13. Чем больше детей в семье, тем лучше.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
14. Быть постоянным свидетелем ссор родителей для ребенка значительно тяжелее, чем остаться с одним из родителей после развода.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, независимо от отношений родителей для ребенка лучше жить с отцом и матерью.
15. В хорошей семье супруги должны проводить свободное время всегда вместе.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Думаю, что свободное время следует проводить порознь.
16. Радость, которую ребенок доставляет своим родителям, не компенсирует всего того, чего они лишаются из-за него.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, ребенок в жизни семьи может заменить все.
17. Я считаю, что настоящая любовь бывает один раз в жизни.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, любить можно и несколько раз в жизни.
18. Часто люди разводятся, не использовав всех возможностей наладить отношения.
А. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
В. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
19. Когда люди любят друг друга, то ничто их по-настоящему не радует, если рядом нет любимого человека.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, любовь не означает, что ничто другое уже не радует.
20. Я думаю, что взаимное уважение и любовь супругов по отношению друг к другу часто бывают значительно важнее, чем сексуальная гармония между ними.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
21. Развод, по-моему, дает человеку возможность в конце концов найти себе такого спутника жизни, какой ему нужен.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, возможность развода лишь мешает этому.
22. Я считаю, что если у любимого есть какие-то недостатки, то нужно стремиться исправить их, а не закрывать на них глаза.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, ^сли уж любишь человека, то любишь и его достоинства, и его недостатки.
23. В последнее время о сексуальных проблемах слишком уж много говорят.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
24. Я думаю, что доступность развода привела к тому, что рушатся многие браки, которые могли бы быть удачными, если бы развод был невозможен.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, возможность развода помогает сохранить удачный брак и дает средство исправить ошибку.
25. Я считаю, что все семейные проблемы легко разрешимы, если физическая близость обоим приносит настоящее удовлетворение.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
26. Если люди любят друг друга, то они каждую свободную минуту стремятся провести вместе.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, я думаю, что то, что люди любят друг друга, не означает, что они постоянно хотят быть вместе.
27. Я считаю, что лучше, чтобы супруги как можно реже обсуждали между собой проблемы, связанные с физической близостью.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
28. Я думаю, что значение сексуальной гармонии в семейной жизни обычно преувеличивается.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
29. Я считаю, что семейные отношения зависят только от того, как складываются сексуальные отношения супругов.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
30. Секс может быть такой же темой для разговора между супругами, как и любая другая.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
31. Я думаю, что не стоит обращаться к специалисту по поводу затруднений в своей сексуальной жизни.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, необходимо обращаться.
32. Современные женщины все реже соответствуют истинному идеалу женственности.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
33. Как сейчас, так и в будущем все основные обязанности женщины будут связаны с домашним очагом, а мужчины — с работой.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
34. Для современной женщины так же важно обладать деловыми качествами, как и для мужчины.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, для мужчины это значительно важнее.
35. И жена, и муж должны иметь некоторую сумму, которую каждый может тратить так, как считает необходимым.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, все траты нужно обсуждать вместе.
36. Профессиональные успехи жены мешают счастливой семейной жизни.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
37. Если есть деньги, то не стоит раздумывать, купить или не купить понравившуюся вещь.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, это не так.
38. Я думаю, что следует регистрировать (например, записывать) все произведенные расходы.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Врядли это так.
Г. Нет, это не так.
39. Бюджет семьи необходимо планировать до мельчайших покупок.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли это так.
Г. Нет, я думаю, планировать бюджет не надо.
40. Я считаю, что необходимо делать сбережения, даже если при этом приходится себе в чем-то отказывать.
A. Да, это так.
Б. Вероятно, это так.
B. Вряд ли есть смысл делать сбережения, если средств недостаточно.
Г. Делать сбережения следует только в том случае, если для этого не
надо экономить.
Все суждения группируются в 10 установочных шкал:
1. Шкала отношения к людям (позитивность отношения к людям): суждения 1, 2, 4, 6.
2. Шкала альтернативы между чувством долга и удовольствием: суждения 3, 5, 7, 8.
3. Шкала отношения к детям (значение детей в жизни человека): суждения 9, 11, 13, 16.
4. Шкала ориентации на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или же зависимость супругов друг от друга: суждения 10, 12, 15, 35.
5. Шкала отношения к разводу: суждения 14, 18, 21, 24.
6. Шкала отношения к любви романтического типа: суждения 17, 19, 22, 26.
7. Шкала оценки значения сексуальной сферы в семейной жизни: суждения 20, 25, 28, 29.
8. Шкала отношения к «запретности секса» (представление о запретности сексуальной темы): суждения 23, 27, 30, 31.
9. Шкала отношения к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (ориентация на традиционные представления): суждения 32, 33, 34, 36.
10. Шкала отношения к деньгам (легкость трат — бережливость): суждения 37, 38, 39, 40.
По каждой шкале подсчитывается среднее арифметическое значение четырех ответов.
При этом в прямых вопросах (в ключах ниже перед ними стоит «+») альтернативам в ответах приписываются следующие значения: 4 балла («Да, это так»); 3 балла («Вероятно, это так»); 2 балла («Вряд ли это так»); 1 балл («Нет, это не так»).
В обратных, интертированных вопросах (перед их номерами ниже стоят знаки «-») баллы начисляются по другому принципу: альтернативам в ответах приписываются следующие значения: 1 балл («Да, это так»); 2 балла («Вероятно, это так»); 3 балла («Вряд ли это так»); 4 балла («Нет, это не так»).
Ключи для обработки результатов
Шкала 1 (-1-2+4+6):4. Чем выше балл, тем более оптимистичное представление респондента о людях вообще.
Шкала 2 (+3-5-7+8):4. Чем выше балл, тем выраженнее ориентация респондента на долг по сравнению с удовольствием.
Шкала 3 (+9+11+13-16):4. Чем выше балл, тем более значимой представляется респонденту роль детей в жизни человека.
Шкала 4 (+10+12+15-35):4. Чем выше балл, тем более выражена у респондента ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни.
Шкала 5 (-14+18-21+24):4. Чем выше балл, тем менее лояльно отношение респондента к разводу.
Шкала 6 (+17+19+22+26):4. Чем выше балл, тем выраженнее ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь.
Шкала 7 (+20-25+28-29):4. Чем выше балл, тем менее значимой представляется респонденту сексуальная сфера в семейной жизни.
Шкала 8 (+23+27-30+31):4. Чем выше балл, тем более запретной представляется респонденту тема сексуальных отношений.
Шкала 9 (-32-33+34—36):4. Чем выше балл, тем менее традиционно представление респондента о роли женщины.
Шкала 10 (-37+38-39+40):4. Чем выше балл, тем более бережливое отношение респондента к деньгам, чем ниже — тем легче он считает возможным их тратить.
Проведенный предварительный анализ ответов мужчин и женщин не показал существенных различий, поэтому основные результаты обсчитывались совместно для респондентов обоих полов.
Рассогласование результатов по различным установочным шкалам у супругов (в случае проведения методики на супружеской паре) может показать то направление, по которому стоит вести коррекционную работу, а конкретное содержание ответов каждого из супругов дает информацию о возможных вариантах индивидуального психологического консультирования членов обследуемой семьи.