Общие подходы к психологическому выживанию

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Выживание и адаптация

Выживание человека в Мире связано с его способностью к адаптации. Психологические словари в общем случае определяют адаптацию (от лат. adapto- приспособляю) как приспособление строения и функций организма к условиям среды. Адаптация лежит в основе стабильности целостного и в то же время противоречивого процесса жизнедеятельности человека в целом. В рамках анализа проблем выживания человека в Мире людей нас, прежде всего, интересуют социально-психологические аспекты общего феномена адаптации. Конкретизация рассматриваемого понятия к условиям жизни в обществе позволяет рассматривать психологическую (социально-психологическую) адаптацию как «взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценности личности и группы». В дальнейшем указанное выше «оптимальное соотношение целей и ценностей» раскрывается как «приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества». Таким образом, уже на уровне определений подчеркивается важность личности, ее ведущих структурных образований для развития и конечной успешности адаптации в ее психологическом (а не биологическом) аспекте.

А.Б. Георгиевский на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия». Ф.Б. Березин определяет психическую адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды . Из всего разнообразия проявлений феномена адаптации нас интересует адаптация как условие выживания человека как личности в Мире людей, т.е. психическая адаптация. Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. Результативный аспект адаптации используется как основной элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом.

П. Медавар к двум традиционным аспектам рассмотрения адаптации добавил еще один: адаптация есть ничто такое, что организм или популяция вырабатывают у себя, чем они обладают в потенциале для успешного существования в условиях, которые изменяются в будущем. В дальнейшем это позволило А.А. Реану с соавторами рассматривать адаптацию не только как процесс и результат, но и как основание для формирования новообразований психических качеств личности. При таком подходе объектом рассмотрения является совокупность психических свойств, которые формируются (развиваются) в процессе адаптации личности и приводят к тому или иному результату. При этом в состав новообразований включаются не только совокупность знаний, умений и навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением.

  Обычно исследователи при рассмотрении адаптации субъектов в ходе их социального взаимодействия выделяют два типа адаптационного процесса, характеризующихся соответственно:

  1. преобладанием пассивного, конформного принятия доминирующих вереде ценностей;
  2. преобладанием активного воздействия человека на социальную среду.

С точки зрения интересующих нас проблем психологии выживания личности, наиболее интересным представляется видение двух приведенных типов адаптационного процесса, предложенное Л.М. Митиной. Исследователь, опираясь на положения Рубинштейна о двух способах жизни , выделила две стратегии (или модели) профессиональной адаптации стратегию адаптивного поведения и стратегию личностного (и профессионального) развития. При первой стратегии у человека доминирует пассивная тенденция, проявляющаяся в приспособлении, а отчасти, и в подчинении внешним обстоятельствам. При ее реализации человек, как правило, руководствуется постулатом экономии собственных энергетических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных).

При второй стратегии доминирует активная тенденция, проявляющаяся в стремлении личности к самовыражению, самореализации. При поведении личностного саморазвития человек характеризуется способностью выйти за пределы потока повседневности, увидеть свою жизнь в целом и превратить ее в предмет практического преобразования. Таким образом, вторая модель адаптации ориентирована на активное использование и развитие имеющегося у человека ресурса. Есть основания считать, что типы адаптационного процесса на самом деле различаются не по критерию «активный — пассивный», ибо всякая адаптация есть проявление активности психики. А. А. Реан критерием различного типа адаптационного процесса предлагает считать вектор активности, его направленность:

  1. Направленность вектора активности «вовнутрь» соответствует первой стратегии адаптации (адаптивного поведения — по Л. Митиной).
  2. Направленность вектора активности «наружу» соответствует второй стратегии адаптации. Адаптация характеризуется активным воздействием человека на социальную среду, приспособлением ее к себе. Очевидно, выживание человека возможно лишь в том случае, если он избирательно использует обе стратегии адаптации, конструируя при этом стиль поведения, адекватный конкретной жизненной ситуации. И еще неизвестно, что с энергетической и эмоциональной точки зрения дается личности легче: изменение социальной среды или изменение себя. Ибо конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной (да и профессиональной) среды без включения активного процесса самоизменения — это не адаптация, а дезадаптация. Это практически всегда (только в различной степени выраженности) проявляется в переживании человеком психологического дискомфорта, неудовлетворенности, ощущения собственной малости или даже неполноценности. Адаптация — это всегда активный процесс: будь то активное изменение себя или активное изменение социальной среды.
  3. В случае неприемлемости для личности по каким-либо причинам двух ранее рассмотренных вариантов, адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды с новыми адаптационными возможностями для данной личности.
  4. Следует отметить, что А.А. Реан выделяет и еще один тип адаптационного процесса, очень значимого, на наш взгляд, с точки зрения проблемы психологического выживания человека в Мире людей. Этот тип, названный автором «вероятностно-комбинированным», основан на использовании всех трех приведенных выше «чистых» типов. Выбор того или иного варианта осуществляется в результате субъективной оценки личностью вероятности успешности адаптации при различных типах адаптационной стратегии (вектор активности «вовнутрь» или «наружу»). При стратегии человек оценивает: а) требования социальной среды — их силу, степень враждебности, степень ограничений потребностей личности и т.н.; б) собственный внутренний потенциал в плане возможности изменения, приспособления среды к себе; в) цену усилий (физических и психических затрат) при выборе той или иной стратегии. Подчеркивается, что оценка всех этих параметров происходит на свернутом или даже неосознаваемом, интуитивном уровне.

Личность, проходя определенные ступени своего развития, переживает ряд важных жизненных событий, служащих толчком для ее адаптации и самоактуализации. Рассматривая значимые события с точки зрения субъекта жизни, а также сформировавшиеся у него личностные подходы к разрешению трудностей в жизненных ситуациях, К.А. Абульханова-Славская вводит понятие «жизненная позиция» человека. В рамках рассматриваемой нами проблематики психологии выживания считаем необходимым обратить внимание на наличие двух основных образований в структуре жизненной позиции личности: во-первых, это совокупность субъективно-значимых отношений человека (к социальному окружению, предметному миру, самому себе), а во-вторых, совокупность способов реализации этих отношений (или «способов организации жизни»).

Важную роль при разрешении трудных жизненных ситуаций, вызывающих необходимость адаптивных перестроек, играет уровень активности личности, степень ее мобилизации. Как показали исследования Л.В. Куликова, при анализе успешности адаптации к трудным ситуациям целесообразным является выделение оптимального уровня активности личности. Эмпирические данные свидетельствуют, что при недостаточной или избыточной мобилизации личности с большой степенью вероятности возникают такие психические состояния, которые свидетельствуют о проявлениях дезадаптации. Так, при недостаточной мобилизации в трудной жизненной ситуации весьма вероятно возникновение апатии, а при избыточной мобилизации возникает состояние повышенного психического напряжения на фоне чрезмерного расходования энергии (Таблица 1).

Таблица 1. Проявление адаптации личности к трудностям .

Мобилизация (уровень активности) личности
Характеристики Недостаточная Адекватная Избыточная
Отношение к ситуации, ведущий мотив принятия цели Эмоциональное неприятие цели без адекватной! ее оценки Согласованность эмоциональной и рациональной оценки; поиск путей к цели Эмоциональные компоненты доминируют над рациональными; стремление достичь цели немедленно
Характер

адаптации

Неполная,без достаточной активности Адаптация

укрепляется

активностью

Адаптация ослабляется излишней активностью
Поведение Пассивное

(капитуляция)

Активное,

организованное

Активное,

дезорганизованное

Состояние

субъекта

Апатия Активация Избыточное

расходование

энергии

Настроение Уныние Бодрость Беспокойство

Взаимодействие человека с окружающей социальной средой, в ходе которого разворачиваются различные адаптационные процессы, делает чрезвычайно важной проблему смысловой идентификации личности. 





Комментарий к статье