Жить или выживать

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Глобальные изменения, происходящие в нашей жизни и Мире в целом, не могли не сказаться на внутреннем мире человека. Эти изменения «врываются» в сложившуюся у человека картину мира, в его сформированное за годы жизни мировоззрение, в его жизненную позицию и систему отношений. Внешние «возмущения», поступающие из реального мира, пытаются перевернуть, «взорвать» сложившуюся у человека систему образов и представлений. Несоответствие внутренних образов, «моделей мира» вызывает чувство психологического неблагополучия личности и является индикатором психологической дезадаптации человека. Чтобы выжить в этом трудном мире, необходимо изменяться: корректировать свою внутреннюю систему образов внешнего мира.

Но невозможно «подстроиться» под каждое изменение, происходящее во внешнем мире, хотя бы потому, что какие-то изменения в мире могут быть преходящими, временными, деструктивными. Стремление человека постоянно «подстраиваться» под ситуацию в своем крайнем выражении может привести к разрушению целостности его личности, деиндивидуализации. Вряд ли стоит стремиться к выживанию такой ценой. Сохранить себя как личность, свои значимые ценности, иметь собственный взгляд на мир, делать собственный выбор, самому определять свое место в жизни — это значит не просто выживать, а жить.

Но для этого необходимы некоторые константы психологической системы защиты человека от опасностей жизни. В числе таких констант психологи называют индивидуальную картину мира человека, его мировоззрение, жизненную позицию, его образ жизни. К числу подобных личностных констант можно отнести и такую «стержневую» характеристику личности, как смысл жизни.

Смысл жизни и выживание в условиях повседневности

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности. Потребности выражаются в форме желаний и стремлений, а личностные смыслы — в форме некоторых идеалов — представлений о совершенных чертах человека (как носителя определенной социальной роли), а также тех или иных жизненных обстоятельств. Виктор Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Он же показал, что если человек оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить, ему приходится прибегать к третьей группе ценностей -ценностям отношений. Но при любых, самых сложных и казалось бы безвыходных, обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним. «И тогда становится очевидным, — пишет В. Франкл, — что человеческое существование сохраняет свой смысл до конца, до последнего дыхания».

Правильной постановкой вопроса, однако, является, согласно В. Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. «Ставить вопрос в общем виде — все равно, что спрашивать у чемпиона мира по шахматам: «Скажите, маэстро, какой ход самый лучший? » . Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является единственным и единственно истинным. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл меняется. В нахождении смыслов человеку помогает совесть. Именно она, совесть, помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить ценностям, сложившимся в данной социальной группе, когда эти ценности уже не отвечают изменяющейся ситуации.

В. Франкл писал, что животное не является личностью, потому что для животного не существует лежащего перед ним мира; для животного существует лишь окружающая среда. Напротив, человек как Личность живет как раз не в среде, а в Мире людей, отношения к которому он строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости. «В свете этой логики, — считает Д.А. Леонтьева, — каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный смысл». Автор выделяет две стратегии (или «логики») поведения и существования, которые в разные моменты может реализовывать один и тот же человек. Одна из них — «реактивная логика», или «логика удовлетворения потребностей», — наиболее «прямолинейна» и является «общей для человека и животных». А вот вторая, «смысловая логика», является «исключительным достоянием человека». Существование у человека этой «смысловой логики», или, в более общем обозначении, соответствующей («смысловой», т.е. связанной со смыслом жизни) стратегии выживания, выводит на необходимость коснуться проблематики, традиционно являющейся предметом «гуманистической психологии». При этом будем исходить из метафоры, согласно которой можно обозначить следующие «формы рождения», или, иначе, «формы вхождения» человека в Мир:

  1. клеточная (как результат слияния мужской и женской клеток и последующего развития эмбриона);
  2. физическая -рождение ребенка, человеческого детеныша, представителя вида Homo Sapiens;
  3. психическая — приобретение человеческим индивидом способности к активному отражению объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения;
  4. социальная — интеграция человека в общество. Отметим, что социальных форм «рождения» человека как личности может быть несколько (вхождение в разные социальные и профессиональные группы, освоение разных социальных ролей, приобретение разных профессий и т.д.).

Соответственно, в общем случае у человека можно выделить четыре уровня его существования:

  1. биологический уровень, связанный с функционированием внутренних органов человека и удовлетворением биологических и физиологических потребностей индивида;
  2. психологический уровень, связанный с развитием и функционированием психики человека;
  3. социальный уровень, связанный с интеграцией человека в социум, освоением культуры, этики, традиций социальных групп и сообществ;
  4. экзистенциальный уровень, связанный со стремлением человека осознать смысл своего существования, понять, что такое жизнь, смерть, страдание.

Обратим внимание на то, что экзистенциальный уровень развивается у человека к определенному возрасту, по мере накопления и переосмысливания жизненного опыта, но может и вообще не развиться. Переход человека на четвертый (из названных выше) уровень означает, что человек начинает осознавать уникальность своей личности во всей полноте ее существования (экзистенции); он задумывается над тем, что такое жизнь и смерть, что такое страдание, радость, в чем смысл жизни. Принятие человеком экзистенциальных позиций связано с осмысливанием им таких проблем, как проблемы времени, жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы общения, любви и одиночества, проблемы поиска смысла существования, счастья и др.

Но человек, погруженный в повседневность, защищен от страха смерти. Это самый надежный механизм защиты -возможность погрузиться в заботы и обязанности, не думая о смысле жизни. Эрих Фромм писал, что у жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности1. Действительно, далеко не каждому человеку представляется возможность размышлять над гамлетовским вопросом «быть или не быть». Подавляющее число людей на Земле погружено в обыденные заботы и тяготы повседневного существования. Нужно в поте лица добывать хлеб насущный, ежедневно восемь, а иногда и больше часов посвящать работе, становящейся порой жесточайшим гнетом и тягостью для человека. Нужно лечить своих детей и заботиться об обеспечении их образования и безопасности. Нужно заботиться о своих стареющих родителях, давать им материальную и моральную поддержку. И все это в условиях затянувшегося жестокого прессинга необдуманных (или преднамеренно бесчеловечных?) реформ.

Люди вырываются из объятий «жизни-выживания», устраивая себе маленькие праздники: дни рождения, семейные юбилеи, «серебряные свадьбы» и др. Но социальные условия вновь погружают их в борьбу с обстоятельствами. Ничтожные зарплаты и пенсии вынуждают людей предпринимать сверхусилия для поддержания своего существования на минимально приемлемом уровне. Но опять поднимают тарифы за коммунальные услуги, что грозит отключением электроэнергии, горячей и холодной воды, поднимается плата за проезд в общественном транспорте, реальной становится угроза оплаты за лечение и образование. Человек не может привыкнуть к холоду, голоду и боли, к социальному неблагополучию, а на полноценный отдых, да и на лекарства нет денег…

Приходится признать, что по отношению к миллионам людей абстрактно-философские рассуждения об активном выборе жизненного пути и самоактуализации звучат, по меньшей мере, нелепо. Люди не потому хотят «иметь», а не только «быть», что это результат ихсознательного или бессознательного выбора, а потому что необходимость выживания (биологического, психологического, социального) требует чрезмерных усилий для приобретения и оплаты пищи, одежды и обуви, жилья, лекарств, образования своих детей и т.д. Поэтому считаем очень своевременным и психологически адекватным совет Омара Хайяма:

Чем за общее счастье без толку страдать —
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать,
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.

Экзистенциальные проблемы возникают у человека, имеющего возможность выбрать, а затем пересмотреть свое решение, имеющего возможность думать о смысле своего и всеобщего бытия. Человек, осознавший время своей жизни как невосполнимый и ограниченный ресурс, может сделать попытку реконструировать свою жизнь. Но для этого необходимы условия, которые можно считать уникальными для нынешнего этапа развития нашего общества и государства. Назовем их.

Во-первых, никакие внешние события, воздействия других людей, природные и психические катастрофы не должны браться в расчет.

Во-вторых, у человека должна быть минимальная внешняя гарантия его долговременного физиологического существования: крыша над головой, сумма на счете или долговременная работа, обеспечение под старость, возможность лечения на случай болезни и т.д.  все, что традиционно называют социальной защищенностью.

В высокоразвитых странах Запада (США, Германии, Швеции и др.) люди имеют возможность активно конструировать свою жизнь и распоряжаться временем как ресурсом после ухода на пенсию. Они выбирают себе хобби, активно путешествуют, общаются, участвуют в социальной жизни. Все это вписывается в рамки жизни как время препровождение. В то же время десятки миллионов жителей России ведут «жизнь-выживание». Жизнь для них обращена своей жесткой стороной. В связи с этим в заключение параграфа о смысле жизни и выживании человека в условиях повседневности считаю уместным привести некоторые рубаи Омара Хайяма, написанные в середине 90-х годов XI века и отличающиеся непривычной для поэта жесткостью и категоричностью:

То, что Бог нам однажды отмерил, друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не зарясь, взаймы не прося.

Если низменной похоти станешь рабом —
Будешь в старости пуст, как покинутый дом.
Оглянись на себя и подумай о том,
Кто ты есть, где ты есть и — куда же потом?

Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!

Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо —
Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Океан, состоящий из капель, велик,
Из пылинок слагается материк.
Твой приход и уход не имеет значения.
Просто муха в окно залетела на миг …

Чтобы мудро прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Не завидуй тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равную вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.





Leave a Reply