Приложение

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Тест «чтение»

Прочтите сначала весь опросник, затем инструкцию, затем приступайте к выполнению задания.

I. Вы читаете и…

  1. Вас интересует данный вопрос, и вы хотите с помощью данного текста изучить его подробно, тогда вы в процессе чтения в первую очередь… Задаете себе вопрос, кто автор и какова его авторская позиция в этом вопросе.
  2.  Постараетесь разбить текст на главные моменты содержания.
  3. Вычлените главную мысль автора, и будете следить за ее развитием.

II. Перед вами стоит вопрос, что главное в содержании текста, о чем он, тогда вы в процессе чтения в первую очередь…

  1. Расчленяете смысловое содержание по основным направлениям изложения.
  2. Пытаетесь сформулировать авторскую позицию в целом.
  3. Спросите себя, каковы основные моменты прочитанного, чтобы сравнить их.

III. Вы восстанавливаете в памяти главные моменты прочитанного, тогда вы в процессе чтения в первую очередь…

  1. Рассматриваете их по отношению к авторской позиции.
  2. Спросите себя, что еще осталось за пределами вашего внимания.
  3. Спросите себя, что является связующим звеном, объединяющим все содержание текста.

IV. Вы определяете авторскую позицию, для этого вы в процессе чтения в первую очередь…

  1. Задаете себе вопрос, какие моменты содержания вы могли упустить.
  2. Задаете себе вопрос, в чем специфика позиции автора, что здесь нового.
  3. Обращаетесь к анализу основных направлений изложения материала.

Инструкция. Вы только что прочитали описания четырех возможных состояний, которые вы неоднократно испытывали во время чтения. Мы просим вас в каждом из четырех состояний (обозначены римскими цифрами) выбрать только одно его продолжение (обозначены арабскими цифрами), которое представляется вам наиболее для вас обычным. Если вам понятна инструкция, то напишите свою фамилию и приступайте к выполнению задания.

ФИО_

В таблице представлены ключи обработки вышеприведенных тестов:

Таблица 1

Тест «Эмоции»

Тест «Воля»

Тест «Познание»

Тест «Чтение»

1. Гнев

I. Отчаяние

I. Анализ вербальный

I. Вопрос аналитический

1. Страх

1. Стыд

1. Синтез вербальный

1. Вопрос синтетический

2. Печаль

2. Небрежение

2. Анализ невербальный

2. Ответ аналитический

3. Радость

3. Уныние

3. Синтез невербальный

3. Ответ синтетический

II. Страх

II. Небрежение

II. Синтез вербальный

II. Вопрос синтетический

1. Гнев

1. Стыд

1. Анализ невербальный

1. Ответ аналитический

2. Радость

2. Отчаяние

2. Синтез невербальный

2. Ответ синтетический

3. Печаль

3. Уныние

3. Анализ вербальный

3. Вопрос аналитический

III. Печаль

III. Уныние

III. Анализ невербальный

III. Ответ аналитический

1. Гнев

1. Стыд

1. Синтез невербальный

1. Ответ синтетический

2. Радость

2. Отчаяние

2. Анализ вербальный

2. Вопрос аналитический

3. Страх

3. Небрежение

3. Синтез вербальный

3. Вопрос синтетический

IV. Радость

IV. Стыд

IV. Синтез невербальный

IV. Ответ синтетический

1. Гнев

1. Отчаяние

1. Анализ вербальный

1. Вопрос аналитический

2. Страх

2. Небрежение

2. Синтез вербальный

2. Вопрос синтетический

3. Печаль

3. Уныние

3. Анализ невербальный

3. Ответ аналитический

1.1.3.Описание методов

В данном параграфе мы предлагаем четыре метода психодинамической диагностики личности, основанных на оценках эмоционального, волевого и когнитивного (познавательного) поведения. Четвертый метод направлен на оценку индивидуального характера чтения (метод был разработан при участии Хан Г.Н. и апробирован в ее кандидатской диссертации).

Каждый метод в своей опросной части состоит из четырех тестовых пунктов, описывающих то или иное состояние, в котором может пребывать личность в той или иной ситуации. В инструкции испытуемому предлагается в каждом из этих четырех пунктов (обозначаются всегда римскими цифрами) выбрать подходящее для него продолжение данного состояния (обозначаются всегда арабскими цифрами). Таких переходов в каждом тестовом пункте существует только три, а выбрать нужно только один. В тех случаях, когда методы психодинамической диагностики используются не для массовых обследований, а при проведении психологической консультации, предлагаемые опросные листы можно рассматривать как некий план беседы, формулировки могут уточняться и предлагаться испытуемому в более понятной для него форме, но при обязательном сохранении их психологического содержания.

1.1.4.0бработка результатов

Когда испытуемый в каждом из четырех тестовых пунктов выбрал д ля себя продолжение описанного состояния (см.ниже опросные листы), можно приступать к обработке результатов. В первую очередь нужно выяснить, какие состояния образовали цикл, а какие примыкают к циклу. Для этого нужно воспользоваться ключами (см.таблицу 1). Работая с ключами, экспериментатор выписывает на бумаге выборы испытуемого, стрелками указывая, какое состояние в какое переходит. Пусть, например, в тесте «Эмоции» испытуемый в каждом пункте выбрал состояние под номером 2. В этом случае получаем, что гнев переходит в печаль, печаль в радость, радость в страх, а страх опять в радость. Таким образом, взаимопереходящие друг в друга радость и страх образуют типичный для данного испытуемого цикл, при этом гнев находится на периферии и растворяется в печали, а печаль, по исчезновении причин ее породивших, запускает цикл радость-страх. Аналогично обрабатываются данные по всем четырем методикам.

Для записи полученного для каждого конкретного испытуемого результата тестирования используются начальные буквы четырех базовых состояний, пунктиром указываются переходы одних состояний в другие, в скобки заключаются состояния, взаимопереходящие друг в друга, т.е. образующие цикл. Например, запись Г—П—(Р С) представляет вышеописанный пример для теста «Эмоции». Не следует забывать, что состояния, входящие в цикл, могут записывать в любой последовательности (для чего и заключаются в скобки). Это означает, что приведенная запись эквивалентна (С Р)—П—Г. Точно также, например, усложненный цикл (ПСР)—Г эквивалентен Г— (РПС). Совершенно аналогично представляются данные по другим трем методикам.

1.1.5. Процедура обследования

Процедура тестового обследования методами психодинамической диагностики имеет некоторые специфические особенности. Так, в массовых обследованиях инструкция к выполнению тестового задания предлагается после прочтения всего опросного листа. Это позволяет испытуемому войти в область исследуемых состояний и актуализировать обычный для него цикл. При выполнении задания у испытуемых часто возникают вопросы типа, «я не знаю, что выбрать… все бывает» или «мне ничего не подходит». В этих случаях может понадобиться разъяснительная беседа экспериментатора в том направлении, что следует выбирать так, как кажется в данный момент, наиболее близкое продолжение и т.п. Важно объяснить испытуемому, что он не может всегда находиться в одном и том же состоянии (как это ему может показаться), когда-то происходит перемена. Какова эта перемена, на что из предложенного более всего похожа. При появлении некоторого опыта работы экспериментатор научается достаточно быстро и просто разъяснять любому, даже самому несговорчивому испытуемому, что от него требуется.

Далее мы приведем другие варианты психодинамических методов для исследования самых разных форм социокультурного поведения личности, в том числе и форм ее реадаптации и ресоциализации. Однако предварительно следует оговориться, что приведенные выше методы мы рассматриваем как базовые совсем не по их методическим особенностям или достоинствам, а по предмету, на который они направлены. А именно: эмоции, воля, познание, чтение как одна из (основных) форм высшего личностного синтеза. На практике это означает, что предложенные методики могут быть заменены какими-то параллельными формами с совсем другим набором вопросных пунктов, по мнению их будущих авторов, также отражающих то или иное поведение. Ясно, что методика, названная, например, «Воля», ни в коем случае не отражает всей волевой сферы человека, но, как мы считаем, относится все-таки именно к этой сфере. С этой точки зрения предлагаемая ниже методика «Конфликт» также может быть отнесена к волевому блоку, а может использоваться и самостоятельно в зависимости от целей исследования. Таким образом, психодинамический подход к исследованию личности позволяет сконструировать единообразный метод для исследования практически любого личностного свойства, имеющего название в человеческом языке. Суть каждой реализации этого метода (конкретной методики) будет заключаться в расщеплении плоского значения того или иного личностного свойства на его движущие противоречивые диалектические составляющие. В итоге мы получаем уже не биполярное свойство, а четыре возможных его состояния и далее по схеме 24 элемента группы подстановок этих состояний (циклов), из которых шесть являются парными и наиболее устойчивыми (нормальная подгруппа — см. 1 часть). Эти парные циклы представляют собой шесть типов личности по данному (вообще говоря, любому, наперед заданному) свойству. Приведем несколько примеров реализации психодинамического подхода в практике психологических исследований.





Комментарий к статье