X

Содержательные теории мотивации

Иерархическая теория Маслоу утверждает, что существует главная закономерность, единая для всех людей, которая побуждает от фундаментальных физиологических потребностей постепенно подниматься по иерархическим ступенькам к необходимости самореализации — высшей духовной потребности человека. Выделяется 5 основных уровней человеческих потребностей (А. Маслоу):

  1. Основные физиологические потребности: пища, отдых, жилище, сексуальное удовлетворение и пр. Одним из главных средств их удовлетворения являются деньги, высокий заработок, т. е. материальные стимулы, зарплата, социальные блага.
  2. Потребность в безопасности (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении и т. п.).
  3. Потребность в социальной общности (быть принятым в коллективе, получить признание, поддержку, доброжелательное отношение людей).
  4. Потребность в уважении и самоуважении (испытывать чувство собственной значимости и необходимости предприятию, социальный престиж, желание видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус).
  5. Потребность в самореализации, самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, к самосовершенствованию, творчеству, развитию, пониманию своей жизни).

Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые — первого и второго уровней.

Любая неудовлетворенная нужда мотивирует поведение, а доминирующая потребность оказывается главным его мотиватором. Когда удовлетворены низшие потребности, доминантными становятся высшие. «Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от работы и гордиться ею» (А. Морита).

Двухфакторная теория Херцберга базируется на следующих положениях:

  1. В случае с некоторыми трудовыми условиями их отсутствие приводит к неудовлетворенности, хотя, с другой стороны, их присутствие не является сильной мотивацией. Такие условия называются поддерживающими, или гигиеническими, факторами: политика компании и правления; технический надзор за работой; взаимоотношения с непосредственным руководителем, коллегами и подчиненными; безопасность на рабочем месте в критической ситуации; зарплата; трудовые условия; статус в группе; личная жизнь.
  2. Существуют также условия, которые создают высокий уровень мотивации в том случае, когда они наличествуют. Однако отсутствие таковых не приводит к сильному неудовлетворению. Их называют мотивациопными факторами: преуспевание, учет мнения человека; достижения, ответственность и самостоятельность; возможности развития, работа на самого себя. Когда степень мотивации сотрудников высока, они относятся намного спокойнее, терпимее к неудовлетворенности, являющейся следствием гигиенических факторов.

Существуют общие моменты между теорией Маслоу и Херцберга: мотивационные факторы связаны с самореализацией и уважением, поддерживающие соответствуют физиологическим, социальным потребностям, нуждам безопасности.

Таблица 7.7

Общие моменты в теориях Маслоу и Хериберга

Маслоу

Херцберг

Самореализация. Уважение

Мотивационные факторы

Социальные потребности. Потребности безопасности. Физиологические потребности

Поддерживающие, или гигиенические, факторы

 Таблица 7.8

Основные различия между теориями Маслоу и Хериберга

 

Маслоу

Херцберг

Ориентация теории

На всех людей

На «белых воротничков» и специалистов

Влияние потребностей на поведение

Все потребности могут мотивировать (быть мотивационными факторами)

Только некоторые потребности могут мотивировать

Роль финансового вознаграждения

Мотивирует

Не является ключом мотивации

Перспектива

Относится ко всем людям во все моменты жизни

Ориентируется на работающих

Тип теории

Описательный (как есть)

Предписательный (как должно быть)

Согласно теории К. Альдерфера, потребности человека могут быть объединены в три группы:

  • потребности существования;
  • потребности связи;
  • потребности роста.

Эти группы соотносятся с теми, которые выделил Маслоу.

Рис. 7.23. Три группы потребностей (по Альдерферу)

Рис. 7.23. Три группы потребностей (по Альдерферу)

Расположены они иерархически. Однако Альдерфер считал, что движение двунаправленное, а не только снизу вверх, как в теории Маслоу. Наверх — если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз — если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. В случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня сильнее действие потребности более низкой ступени в этой иерархии уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

Если, например, у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребность связи или существования.

Рис. 7.24. Порядок актуализации потребностей (согласно теории Альдерфера)

Рис. 7.24. Порядок актуализации потребностей (согласно теории Альдерфера)

Широкое распространение получила концепция Мак-Клелланда.

Потребности классифицируются им так:

  • потребность достижения (потребность в конкурентоспособном успехе), которая проявляется в стремлении человека добиваться стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее;
  • потребность соучастия, привязанности (в теплых, приятельских отношениях с другими), которая проявляется как стремление к дружеским отношениям с окружающими;
  • потребность властвования, развивающаяся благодаря обучению, жизненному опыту и состоящая в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении; это потребность в контроле и влиянии на других людей.

От того, какая из потребностей преобладает, различаются типы руководителя. В любом случае они оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к их удовлетворению.

Стремление к достижению делает людей успешными в решении стоящих перед ними задач. Занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью желательно иметь высокую потребность в достижениях, но, если человек работает в большой организации, высокая степень такой потребности может создавать проблемы ему и его окружению.

Работники с повышенной надобностью в соучастии стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения в коллективе, получать одобрение и поддержку со стороны окружающих. Потребность властвования имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказываться от каких-либо притязаний на власть, желание полностью избегать таких ситуаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять властные функции.

Мотивация достичь успехов или избежать неудач обусловливает различное трудовое поведение: работники, имеющие мотивацию достижения, более активны, инициативны, проявляют творческий подход к работе, а при мотивации избегания — опасаются ошибиться, быть подвергнутыми критике или наказанию, проявляют пассивность, ждут чужих указаний.

Замечено, что люди с сильно выраженным стремлением к успехам добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или вообще отсутствует. Первые проявляют большую настойчивость в достижении целей, поэтому интерес к поставленной задаче даже возрастает после неудачи в ее решении; они стараются получить достоверную информацию о результатах своей деятельности и проявить максимум способностей и старания, предъявляя высокие требования к себе, к своим профессиональным знаниям и умениям.

Известный английский психолог Дж. Браун утверждает, что отсутствие информации о результатах собственной работы часто становится причиной инфантильности. «Психологи, — пишет он, — доказали, без всяких сомнений, что и человек, над чем-либо работающий, воспринимает как стимул, если его информируют о том, в каком состоянии находится его работа». В ряде исследований удалось подтвердить, что информирование исполнителя о результатах его труда повысило их на 12-15 %. Большинство людей хотят знать, каких результатов они достигают в процессе своего труда.

Максимальной мотивация бывает, если:

  • лично для человека важно достичь поставленной цели;
  • человек достаточно высоко оценивает свои шансы на успех с точки зрения возможных для него в данной ситуации действий;
  • человек положительно оценивает свои способности, связанные с выполнением данных действий;
  • человек обладает достоверной и достаточной информацией о ситуации, о целях и необходимых для их достижения действиях, о результатах своих действий.

Рис. 7.25. Соотношение групп потребностей в четырех теориях мотивации

admin:
Еще статьи