Формирование основных идей и концепций социологического психологизма

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГИЗМА

Возникновение и становление социологического психологизма непосредственно связаны с появлением в середине XIX в. новых наук об обществе. Зарождение социологии и психологии обусловливалось внутренней противоречивостью социальной философии и философской психологии. Одновременно правомерно предположить, что в более широком плане создание нетрадиционных общественных дисциплин было вызвано кризисной ситуацией, сложившейся в европейском общественном сознании в конце XVIII — начале XIX в. Формы и уровни проявления этого кризиса, естественно, были различными, но, пожалуй, наиболее ярко он выразился как кризис социальной мысли, как кризис общсствознания. К чести мыслителей этого периода, они довольно быстро осознали наличие кризисных тенденций и предложили способы их преодоления.

Основной идеей различных подходов и концепций мыслителей первой антикризисной волны была мысль о необходимости изменения всей системы общественных наук и создания новой философии. Особенно отчетливо эти идеи были выражены во французской (А. Сен-Симон, Ш. Фурье и др.) и немецкой классической философии (И. Гердер, Л. Фейербах и др.).

Существенно важным достижением мыслителей первой антикризисной волны было то, что наряду с осознанием ситуации они предложили конкретные проекты преобразования всего обществознания (и в первую очередь — реформу философии) и предприняли практические попытки создания новой философии, одной из версий которой явилась философия Л. Фейербаха.

Однако, несмотря на весьма позитивные результаты, мыслители первой антикризисной волны все же не сумели решить поставленные ими задачи на таком уровне, который обеспечил бы существенное преобразование европейского обществознания. Эта историческая миссия была выполнена в середине XIX в. мыслителями второй антикризисной волны, которые в значительной мере использовали идеи и результаты своих предшественников.

К середине прошлого столетия в Европе сложилась ситуация, объективно способствовавшая определенному преодолению кризиса в общественном сознании, а следовательно, и разрешению этого кризиса в философии и обществоведении в целом.

Социально-экономическими предпосылками зарождения новой философии и нового общество-знания были в первую очередь крушение феодализма как доминирующего типа общественно-экономической формации в Европе и переход к новой, капиталистической формации. То было переломное время бурных процессов формирования, развития и распространения промышленного капитализма и капиталистических общественных отношений. Тогда же формировались мировой рынок и мировая экономика с присущими им кризисами. Одновременно осуществлялись международное разделение труда и космополитизация производства. Шел процесс концентрации капитала. Ускорялись темпы роста материального производства и производительности труда. В Англии и Франции произошли промышленные революции, после которых значительно ускорились темпы развития технологии и техники. Учащались и обострялись конфликты между производительными силами и производственными отношениями. На весь мир распространились колониальные захваты и грабеж колониальных народов.

Социально-политические предпосылки становления новой философии и нового обществознания были непосредственно связаны с борьбой буржуазии за власть и усилением ее политического господства после буржуазных революций XVI — XIX вв. в ряде стран Европы. В это время значительно возросла политическая активность широких народных масс. Резко обострилась классовая борьба, и отчетливо проявился ее открыто политический характер. Осуществлялись рост, концентрация и революционизация пролетариата, зарождалась, набирала силу и интернационализировалась его освободительная борьба.

В качестве главных и дейно-теоретических предпосылок создания новой философии и нового обществознания выступили существенные позитивные достижения социальной мысли Франции, Германии и Англии.

Европейская социальная мысль активно осваивала тогда идеи и теории французских революционных учений, в особенности французского утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье). В сферу интеллектуального обращения все более активно внедрялись идеи английской политической экономии (А. Смит, Д. Риккардо) и английского утопического социализма (Р. Оуэн). Значительно ускорилось развитие системы общественных дисциплин в Германии, в том числе немецкого утопического социализма (В. Вейтлинг). Многие исследователи ведущих европейских государств искали пути и методы реформации обществоведения.

Философские предпосылки создания новой философии были непосредственно связаны с кризисом европейской философии и последствиями философских революций во Франции и Германии. На общем фоне анализа предшествующей социально-философской традиции шли интенсивная критическая переработка и реформация существующих философских учений, все более активно вовлекались в философскую среду различные философские идеи мыслителей других стран Европы.

В качестве естественнонаучных предпосылок создания новой философии и нового обществоведения выступали общий высокий уровень естественнонаучного знания и ускорение темпов его развития. В это время во многих естественных науках, главным образом в физике, биологии и химии, был сделан ряд выдающихся открытий, разработаны новые научные теории и новые экспериментальные методы познания реальности.

Различные социально-экономические, социально-политические, идейно-теоретические, философские и естественнонаучные предпосылки и их диалектическое взаимодействие создавали благоприятную ситуацию для преодоления кризиса европейского общественного сознания. Причем действие этих предпосылок со временем приобретало все более постоянный характер, в силу чего они в дальнейшем выступали в качестве существенных детерминант процесса создания, становления и развития новой философии, социологии и современного обществоведения.





Комментарий к статье