Перспективы развития социологического психологизма. Формирование социологического неопсихологизма

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Развитие социологического психологизма в последние десятилетия дает определенные основания полагать, что в 60-е — 70-е годы нашего века, в силу ряда причин и обстоятельств, социологический психологизм обрел новое качество, которое обеспечило позитивную подвижку его статуса и в значительной мере предопределило его дальнейшую историческую судьбу.

Постоянная обновленческая трансформация социологического психологизма при сохранении его способности к кумуляции идей, концепций и методов, породили ситуацию, в принципе обеспечивающую возможность его относительно самодостаточного развития, существенного усиления воздействия на другие социологические направления и пограничные науки, способность к индуцированию новых социологических направлений и дисциплин, развивающихся под влиянием социологического психологизма.

Все чаще выступая в роли законодателя социологического воображения и моды, идеалов и нормы, социологический психологизм заметно увеличил свое влияние на другие области социологии, а также на литературоведение, искусствоведение, религиоведение, правоведение, политологию и другие науки и дисциплины.

Обретение относительной целостности на основе самообновления и продуцирования новых ориентиров идей, концепций и понятий, открытие ряда перспективных проблемных полей, усовершенствование методов исследования и способов интерпретации результатов, синтезирование новых социологических направлений и течений и другие моменты развития позволяют считать, что в настоящее время идет процесс формирования социологического- неопсихологизма.

В общем формирование социологического неопсихологизма характеризуется довольно высоким уровнем противоречивости, порождаемой единством и борьбой его трех доминирующих элементов: социологического бихевиоризма и необихевиоризма, фрейдизма и пост* фрейдизма и персонологии.

Однако, вместе с тем нельзя не отметить, что все более значительную роль в этом процессе играют обстоятельства иного порядка. Прежде всего необходимо иметь в виду, что обладая большими адаптивными возможностями, социологический психологизм испытывает всевозрастающую тягу к выходу на философский уровень обобщений и использует для этого различные идеи и фрагменты популярных философий нашего времени, не придавая избыточного значения их общим характеристикам или декларируемым принципам.

Усиление философских компонентов в социологическом психологизме (главным образом за счет марксизма, экзистенциализма, феноменологии, бергсонианства, прагматизма, структурализма и др.) повышает респектабельность, привлекательность и возможности этого направления.

Вместе с тем развитие социологического неопсихологизма характеризуется постоянным стремлением его к укреплению собственных позиций за счет адаптации различных социологических идей и концепций, в том числе и контрарных.

Современный социологический психологизм обнаруживает устойчивую тенденцию ко все более активному использованию достижений социальной психологии, различных элементов, восходящей к А. Шюцу феноменологической социологии (ориентирующейся на изучение психических факторов духовного взаимодействия индивидов) и некоторых этнометодологических идей X. Гарфинкеля и его последователей (о функционировании нормативных моделей и структур в процессе социального взаимодействия).

Социологический психологизм уделяет всевозрастающее внимание структурному функционализму Т. Парсонса и др., который может быть отнесен к социологическим течениям психологического толка или, по меньшей мере, к социологическому анализу больших социальных систем, исходные предпосылки которого по преимуществу являются психологическими.

Все более заметную роль в развитии социологического психологизма играют элементы философской, социологической и культурной антропологии, непосредственно сопрягающиеся с его методологическими и мировоззренческими основаниями.

В последнее время в процессе формирования социологического неопсихологизма все более определенно просматриваются принципиально новые моменты, подтверждающие изменение его структуры и возникновение новых интеллектуальных традиций, которым, возможно, придется сыграть столь же значительную роль, как и идеям бихевиористского, психоаналитического и персонологического толка.

В первую очередь к ним следует отнести психоисторию — возникшую в 60-е годы новую дисциплину, исследующую и объясняющую исторические действия и явления посредством широкого использования идей, теорий, методологии и методов социологического психологизма.

В качестве базисных методов психоисторических изысканий и объяснений, направленных на углубленное «понимание исторических событий путем истолкования психологических фактов», как правило, используются модернизированные методы классического психоанализа и неофрейдизма, сопрягающиеся с основными ориентациями социологического психологизма. Вместе с тем следует отметить, что критическое отношение психоисториков к фрейдизму обусловливает их, в общем, позитивное отношение к традиционным методам познания исторической науки и побуждает к активной разработке собственных методов.

Одним из основоположников психоистории был влиятельный американский социолог и психоаналитик, профессор Гарвардского университета Эрик Эриксон (р. 1902).

Формирование научных интересов и мировоззрения Эриксона в значительной мере определялось тем, что еще в молодости увлекаясь живописью, он непосредственно познакомился с идеями и деятельностью 3. Френда и его коллег. (Как художник, Эриксон некоторое время работал преподавателем рисования в экспериментальной школе «либерального», «спонтанного» воспитания, организованной Анной Фрейд для детей пациентов своего отца — 3. Фрейда.)

После бегства из Европы, в связи с приходом к власти фашистов, Эриксон обосновался в США, где работал сотрудником Психологического института, а затем в самом Гарварде. Широкий круг научных интересов Эриксона наложил отпечаток на содержание всех его концепций и самой психоистории.





Комментарий к статье