Одной из наиболее существенных разновидностей современного социологического психологизма является персонологическая социология, которая, согласно установившейся традиции, нередко обозначается как «гуманистическая психология». (Персонологическая социология не тождественна персонализму — течению западной философии XIX—XX вв., принимающему личность как духовный первоэлемент бытия, выступающий в качестве первичной реальности и высшей духовной ценности).
Возникновение персонологической социологии в общем может рассматриваться как еще одна попытка преодоления «атомистических» подходов в решении целостной проблемы человека.
Отчасти под влиянием идей В. Дильтея предпринимались многократные попытки теоретического обретения и исследования человека с учетом всех существенных процессов и взаимосвязей его бытия. Значительную роль в этом сыграли идеи видных представителей персонологической социологии В. Штерна, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса и др.
Одним из основоположников и ведущих теоретиков персонологического направления вообще, и персонологической социологии в частности, был немецко-американский философ и психолог, основатель Института прикладной психологии в Берлине, один из основателей Гамбургского психологического института, профессор Дьюкского университета в США Вильям Штерн (1871 — 1938).
Существенно важной идеей трудов Штерна была мысль о необходимости изменения задач психологии и пересмотра ее главных теоретических и практических ориентаций.
Этот реформаторский подход предполагал переход психологии от исследования приватных проблем и «элементов» психики к «анализу» целого, в роли которого, по Штерну, должна была выступить «целостность личности», позволяющая объединить и даже вобрать в себя все современные различные направления в психологии.
Эту синтезирующую программу ни сам Штерн, ни его последователи реализовать не сумели, но ряд идей персонологической социологии был все же, правда в различной мере, воспринят социологией, психологией и психиатрией.
Принципиально важным предложением Штерна была настойчиво проводившаяся им идея о целостности личности и неправомерности искусственного деления ее свойств на «психические» и «физические», вне реализации конкретных целен научного исследования.
По мысли Штерна, целостность личности предполагает наличие диалектической взаимосвязи между различными элементами ее структуры, в силу чего эта целостность «никогда не представляет собой законченную и определенную раз и навсегда конструкцию, но она всегда неоднозначна, она существует одновременно реально и потенциально» [41. С. 188]. Признавая постоянную изменчивость личности как одну из характерных черт целостности ее, Штерн обращал внимание на смыслосодержащую активность личности при ее взаимодействии с миром. При этом Штерн настаивал на единстве внутренних, стремлений и внешних влияний на личность, что, ло его мнению, обеспечивается системой личностных целей, объединяющих личность и мир.
Стремясь к всестороннему анализу взаимоотношений мира и личности, Штерн ввел понятие «глубина личности», которое трактовалось им как одно из базисных понятий персоналистики и в общих чертах означало и характеризовало наличие и величину глубинных слоев личности, обеспечивающих ее самодостаточное существование. Применительно же к детерминации связи существования в отношении личность — мир, Штерн обращал внимание на то, что мир личности («мир, принадлежащий личности») в содержательном плане являет собой жизненный мир, включающий в себя: окружающий мир, актуальную ситуацию, раздражитель, материал, мир будущего, судьбу и творчество личности.
В противовес многим предшествовавшим концепциям социологического психологизма, акцентировавшим «психическое», Штерн стремился показать, что «психическое не существует и не может быть понято само по себе» как некая особая субстанция. По мысли Штерна, «при объяснении психического необходимо выйти за его рамки и обратиться к личности, которая, как единственная подлинная субстанция и единственно действительное целое, является лишь предварительным условием существования, функционирования психики, и только включенность психики в личность придает ей смысл». Применительно к психике человека (но не психике вообще!) в этих идеях был определенный смысл, открывавший новые возможности в изучении и психики и личности. Причем сам Штерн настаивал на доминантности именно личностного, поскольку «психика по отношению к фундаментальному бытию личности есть нечто акцидентальное, по отношению к целостности личности — нечто фрагментарное, по отношению к смыслообразующей функции личности — то, что не имеет самостоятельной ценности и получает смысл только благодаря своей включенности в личность».
Такое понимание взаимоотношений «личностного» и «психического» привело Штерна к выводу о несамостоятельности психологии как науки и необходимости преобразования ее на основе научных предпосылок персоналистики в целях решения основного вопроса о значении психики в личности.
В контексте персоналистически понимаемой сущности личности анализировал Штерн соотношение психического и физического, которые рассматривались им как два сопряженных способа переживания личностью своей сущности и как два направления разрядки стихийной активности личности.
Принципиально важным моментом теории Штерна было широкое использование в ней понятия внутреннего проявления, т. е. деятельностного акта личности, создающего в ней психическое и превращающего собственное бытие личности в осознанное бытие (сознание) и жизнь ее — в переживание.
Такое понимание «внутреннего проявления» позволило Штерну сблизить свои позиции с психоаналитическим пониманием психики и оценить открытие и исследование бессознательного как великую заслугу последнего столетия.
Критическая персоналистика В. Штерна, ориентированная на целостное изучение человека и всех взаимосвязанных сторон его жизни, выступила в качестве существенного стимула и определенного теоретического обоснования новой разновидности социологического психологизма.
Традиции новой персонологической социологии получили определенное развитие в трудах американского психолога, профессора Кембриджского университета Гордона Олпорта (1897—1967).
Персонологическая социология Олпорта создавалась в контексте разработки общей концепции личности. Примечательной чертой этой концепции была критика ряда предшествовавших доктрин социологического психологизма, среди которых наибольшее внимание уделялось критике социологии У. Мак-Дугалла, социологического бихевиоризма и фрейдистской социологии.
Основное содержание и пафос этой критики определялись по преимуществу тем, что Олпорт, исходя из иных теоретических представлений о природе и сущности человека, считал необходимым руководствоваться иной методологией при создании теории личности. Вместе с тем следует отметить, что было бы неверно полагать, что для творчества Олпорта характерны какие-то особые методологические изыски. Новации Олпорта в этой области свелись в основном к диаметральной переориентации направленности существовавшей методологии разработки общей концепции личности. В противоположность, главным образом, фрейдистской и неофрейдистской социологии, Олпорт настаивал на необходимости исследования психически здоровых, полноценных людей, обладающих активно выраженным отношением к миру, и использовании полученных знаний при изучении и лечении больных людей, предложил рассматривать личность как производную от системы человеческих взаимосвязей и социокультурной среды сложную, непрерывно развивающуюся организацию, интегрирующую множество различных иерархически организованных составляющих.
Придавая особое значение не прошлому, а настоящему и будущему личности, Олпорт стремился показать, что сущность личности в значительной мере характеризуется ее стремлением к преодолению низших уровней и принципов существования и постоянным поиском новых напряжений, интересов и осмысленных целей, выступающих в роли источника постоянного развития личности.