Персонологическая социология

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Одной из наиболее существенных разновидностей современного социологического психологизма является персонологическая социология, которая, согласно установившейся традиции, нередко обозначается как «гуманистическая психология». (Персонологическая социология не тождественна персонализму — течению западной философии XIX—XX вв., принимающему личность как духовный первоэлемент бытия, выступающий в качестве первичной реальности и высшей духовной ценности).

Возникновение персонологической социологии в общем может рассматриваться как еще одна попытка преодоления «атомистических» подходов в решении целостной проблемы человека.

Отчасти под влиянием идей В. Дильтея предпринимались многократные попытки теоретического обретения и исследования человека с учетом всех существенных процессов и взаимосвязей его бытия. Значительную роль в этом сыграли идеи видных представителей персонологической социологии В. Штерна, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Одним из основоположников и ведущих теоретиков персонологического направления вообще, и персонологической социологии в частности, был немецко-американский философ и психолог, основатель Института прикладной психологии в Берлине, один из основателей Гамбургского психологического института, профессор Дьюкского университета в США Вильям Штерн (1871 — 1938).

Существенно важной идеей трудов Штерна была мысль о необходимости изменения задач психологии и пересмотра ее главных теоретических и практических ориентаций.

Этот реформаторский подход предполагал переход психологии от исследования приватных проблем и «элементов» психики к «анализу» целого, в роли которого, по Штерну, должна была выступить «целостность личности», позволяющая объединить и даже вобрать в себя все современные различные направления в психологии.

Эту синтезирующую программу ни сам Штерн, ни его последователи реализовать не сумели, но ряд идей персонологической социологии был все же, правда в различной мере, воспринят социологией, психологией и психиатрией.

Принципиально важным предложением Штерна была настойчиво проводившаяся им идея о целостности личности и неправомерности искусственного деления ее свойств на «психические» и «физические», вне реализации конкретных целен научного исследования.

По мысли Штерна, целостность личности предполагает наличие диалектической взаимосвязи между различными элементами ее структуры, в силу чего эта целостность «никогда не представляет собой законченную и определенную раз и навсегда конструкцию, но она всегда неоднозначна, она существует одновременно реально и потенциально» [41. С. 188]. Признавая постоянную изменчивость личности как одну из характерных черт целостности ее, Штерн обращал внимание на смыслосодержащую активность личности при ее взаимодействии с миром. При этом Штерн настаивал на единстве внутренних, стремлений и внешних влияний на личность, что, ло его мнению, обеспечивается системой личностных целей, объединяющих личность и мир.

Стремясь к всестороннему анализу взаимоотношений мира и личности, Штерн ввел понятие «глубина личности», которое трактовалось им как одно из базисных понятий персоналистики и в общих чертах означало и характеризовало наличие и величину глубинных слоев личности, обеспечивающих ее самодостаточное существование. Применительно же к детерминации связи существования в отношении личность — мир, Штерн обращал внимание на то, что мир личности («мир, принадлежащий личности») в содержательном плане являет собой жизненный мир, включающий в себя: окружающий мир, актуальную ситуацию, раздражитель, материал, мир будущего, судьбу и творчество личности.

В противовес многим предшествовавшим концепциям социологического психологизма, акцентировавшим «психическое», Штерн стремился показать, что «психическое не существует и не может быть понято само по себе» как некая особая субстанция. По мысли Штерна, «при объяснении психического необходимо выйти за его рамки и обратиться к личности, которая, как единственная подлинная субстанция и единственно действительное целое, является лишь предварительным условием существования, функционирования психики, и только включенность психики в личность придает ей смысл». Применительно к психике человека (но не психике вообще!) в этих идеях был определенный смысл, открывавший новые возможности в изучении и психики и личности. Причем сам Штерн настаивал на доминантности именно личностного, поскольку «психика по отношению к фундаментальному бытию личности есть нечто акцидентальное, по отношению к целостности личности — нечто фрагментарное, по отношению к смыслообразующей функции личности — то, что не имеет самостоятельной ценности и получает смысл только благодаря своей включенности в личность».

Такое понимание взаимоотношений «личностного» и «психического» привело Штерна к выводу о несамостоятельности психологии как науки и необходимости преобразования ее на основе научных предпосылок персоналистики в целях решения основного вопроса о значении психики в личности.

В контексте персоналистически понимаемой сущности личности анализировал Штерн соотношение психического и физического, которые рассматривались им как два сопряженных способа переживания личностью своей сущности и как два направления разрядки стихийной активности личности.

Принципиально важным моментом теории Штерна было широкое использование в ней понятия внутреннего проявления, т. е. деятельностного акта личности, создающего в ней психическое и превращающего собственное бытие личности в осознанное бытие (сознание) и жизнь ее — в переживание.

Такое понимание «внутреннего проявления» позволило Штерну сблизить свои позиции с психоаналитическим пониманием психики и оценить открытие и исследование бессознательного как великую заслугу последнего столетия.

Критическая персоналистика В. Штерна, ориентированная на целостное изучение человека и всех взаимосвязанных сторон его жизни, выступила в качестве существенного стимула и определенного теоретического обоснования новой разновидности социологического психологизма.

Традиции новой персонологической социологии получили определенное развитие в трудах американского психолога, профессора Кембриджского университета Гордона Олпорта (1897—1967).

Персонологическая социология Олпорта создавалась в контексте разработки общей концепции личности. Примечательной чертой этой концепции была критика ряда предшествовавших доктрин социологического психологизма, среди которых наибольшее внимание уделялось критике социологии У. Мак-Дугалла, социологического бихевиоризма и фрейдистской социологии.

Основное содержание и пафос этой критики определялись по преимуществу тем, что Олпорт, исходя из иных теоретических представлений о природе и сущности человека, считал необходимым руководствоваться иной методологией при создании теории личности. Вместе с тем следует отметить, что было бы неверно полагать, что для творчества Олпорта характерны какие-то особые методологические изыски. Новации Олпорта в этой области свелись в основном к диаметральной переориентации направленности существовавшей методологии разработки общей концепции личности. В противоположность, главным образом, фрейдистской и неофрейдистской социологии, Олпорт настаивал на необходимости исследования психически здоровых, полноценных людей, обладающих активно выраженным отношением к миру, и использовании полученных знаний при изучении и лечении больных людей, предложил рассматривать личность как производную от системы человеческих взаимосвязей и социокультурной среды сложную, непрерывно развивающуюся организацию, интегрирующую множество различных иерархически организованных составляющих.

Придавая особое значение не прошлому, а настоящему и будущему личности, Олпорт стремился показать, что сущность личности в значительной мере характеризуется ее стремлением к преодолению низших уровней и принципов существования и постоянным поиском новых напряжений, интересов и осмысленных целей, выступающих в роли источника постоянного развития личности.





Комментарий к статье