Перспективы развития социологического психологизма. Формирование социологического неопсихологизма

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Наряду с комплексом фрейдистских идей в качестве непосредственного источника и отправного пункта в разработке Эриксоном теории и метода психоистории выступили его изыскания в области культурной антропологии, социальной этологии и эгопсихологии, которые он осуществил, изучая жизнь индейцев различных племен, проживающих на Севере Калифорнии и в штате Южная Дакота. Результаты этих исследований стимулировали интерес Эриксона к изучению личностей, групп и этносов, которые впоследствии стали традиционными объектами внимания психоисториков. В годы второй мировой войны Эриксон исследовал американских подводников и личность Адольфа Гитлера, что послужило одним из стимулов к созданию психоистории.

Следует подчеркнуть, что попытки использования психоаналитической теории и метода для изучения исторических личностей не являются открытием Эриксона. Задолго до него работы такого рода были выполнены самим 3. Фрейдом и составили цикл «патографических исследований», посвященных жизни и творчеству Леонардо да Винчи, Достоевского и Т. Вудро Вильсона. Хотя вместе с тем нельзя не отметить, что уже в первых работах Эриксона отчетливо проявились самостоятельные неопсихоаналитические подходы, основанные на переосмыслении ряда традиционных психоаналитических установок и акцентировке адаптивного момента психической деятельности человека.

В качестве формальной даты рождения психоистории в западной социологии обычно принимается 1958 год, когда Эриксон опубликовал книгу «Молодой Лютер». Эта работа была выполнена в жанре исторической биографии неопсихоаналитического толка. В дальнейшем Эриксон многократно обращался к этому жанру. Причем в его книгах и статьях о М. Ганди, М. Горьком, ф. Ассизском и др. постоянно усиливались элементы собственной теории и метода.

Согласно теории Эриксона, принципиально важную роль в формировании, развитии и жизненной судьбе личности играет обретение ею базисного (первичного) чувства доверия (или недоверия) к миру и личной устончивости (или неустойчивости), которые формируются у ребенка при определяющем воздействии физических и эмоциональных взаимоотношений с матерью и ближайшим окружением.

По мнению Эриксона, чувства доверия к миру и личной устойчивости являются основой формирования социально ценных качеств человека и благополучного развития личности. Сам процесс развития личности, по Эриксону, идет непрерывно от младенчества до старости, характеризуясь наличием восьми этапов, каждый из которых являет собой альтернативную фазу решения возрастных и ситуативных «задач развития».

К этим этапам Эриксон относил:

  1. базисное доверие (недоверие) к миру;
  2. автономию (чувство зависимости);
  3. инициативность (чувство вины);
  4. производительную предметную деятельность (чувство неполноценности);
  5. идентичность (диффузию идентичности);
  6. интимность и солидарность (изоляцию);
  7. творчество (застой);
  8. эгоинтеграцию (разочарование в жизни).

По мысли Эриксона, развитие личности — диалектический процесс, основными этапами которого выступают кризисные фазы. Преодоление их требует активного борения личности с собой и обстоятельствами в целях обретения идентичности.

Учение об идентичности — одна из основных концепций Эриксона, хотя само понятие не было определено им достаточно однозначно. В общих чертах, под идентичностью (идентичностью «Я», Эго-идентичностью) понималось чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений самого «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития.

Трактуя идентичность как психосоциальный феномен, Эриксон тем самым подчеркивал роль социокультурных факторов в развитии личности, что отразилось также и во введенном им понятии «групповая идентичность», содержание которого, в общем, аналогично содержанию понятия идентичность, но фиксирует это чувство и способность на групповом уровне, с присущими ему проблемами, ценностями и взаимоотношениями.

По Эриксону, наиболее важным периодом развития личности является юношеский возраст, поскольку именно на него приходится основной кризис идентичности. Личность выходит из данного кризиса либо обретая «взрослую» идентичность, либо «диффузию идентичности» и переход к состоянию «психического моратория», в течение которого в личности происходят многомерные, сложные процессы обретения новой идентичности и нового отношения к миру.

Согласно Эриксону, «психический мораторий» может, при определенных условиях, принимать затяжной характер и длиться годами (в отдельных случаях более 10 лет), что особенно характерно для наиболее одаренных людей.

В предельных случаях «диффузия идентичности» и «психический мораторий» сами по себе предполагают целесообразность применения психотерапевтических мер.

В этом ракурсе созданные Эриксоном новые психотерапевтические методы могут быть понятны как методы, направленные на преодоление диффузии идентичности и обретение личностью адекватной ей идентичности.

Гуманистическая психотерапия Эриксона принципиально отстраняется от традиционных психиатрических подходов и терминологии, отказывается считать большую часть пациентов больными, поскольку, по мнению Эриксона» эти люди страдают главным образом от «нарушений баланса автономии» и «диффузии идентичности», зачастую вызываемых социогенными факторами.

Своеобразная психотерапевтическая система Эриксона отрицает некоторые традиционные психоаналитические представления и принимает, например, детскую игру как основную форму социальной деятельности ребенка, направленную на создание «модельных ситуаций» в целях осмысления окружающей среды и овладения миром.

Эти же методы, по Эриксону, могут быть отчасти использованы и для преодоления синдрома массовой «патологии идентичности», который характеризуется наличием массовой неудовлетворенности людей, сопровождаемой чувствами тревоги, страха, изоляции, опустошенности, утратой способности к эмоциональному (в том числе и сексуальному) общению с другими людьми.

Основываясь на результатах изучения данного явления, Эриксон с тревогой обратил внимание общественности на то, что в предельных случаях «патология идентичности» избирает в качестве единственного способа самоутверждения индивида и масс людей настойчивое стремление «стать ничем».

Примечательной чертой концепции идентичности Эриксона является признание нм психотерапевтического значения за активным поиском личностью собственной психосоциальной идентичности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: