Перспективы развития социологического психологизма. Формирование социологического неопсихологизма

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Наряду с комплексом фрейдистских идей в качестве непосредственного источника и отправного пункта в разработке Эриксоном теории и метода психоистории выступили его изыскания в области культурной антропологии, социальной этологии и эгопсихологии, которые он осуществил, изучая жизнь индейцев различных племен, проживающих на Севере Калифорнии и в штате Южная Дакота. Результаты этих исследований стимулировали интерес Эриксона к изучению личностей, групп и этносов, которые впоследствии стали традиционными объектами внимания психоисториков. В годы второй мировой войны Эриксон исследовал американских подводников и личность Адольфа Гитлера, что послужило одним из стимулов к созданию психоистории.

Следует подчеркнуть, что попытки использования психоаналитической теории и метода для изучения исторических личностей не являются открытием Эриксона. Задолго до него работы такого рода были выполнены самим 3. Фрейдом и составили цикл «патографических исследований», посвященных жизни и творчеству Леонардо да Винчи, Достоевского и Т. Вудро Вильсона. Хотя вместе с тем нельзя не отметить, что уже в первых работах Эриксона отчетливо проявились самостоятельные неопсихоаналитические подходы, основанные на переосмыслении ряда традиционных психоаналитических установок и акцентировке адаптивного момента психической деятельности человека.

В качестве формальной даты рождения психоистории в западной социологии обычно принимается 1958 год, когда Эриксон опубликовал книгу «Молодой Лютер». Эта работа была выполнена в жанре исторической биографии неопсихоаналитического толка. В дальнейшем Эриксон многократно обращался к этому жанру. Причем в его книгах и статьях о М. Ганди, М. Горьком, ф. Ассизском и др. постоянно усиливались элементы собственной теории и метода.

Согласно теории Эриксона, принципиально важную роль в формировании, развитии и жизненной судьбе личности играет обретение ею базисного (первичного) чувства доверия (или недоверия) к миру и личной устончивости (или неустойчивости), которые формируются у ребенка при определяющем воздействии физических и эмоциональных взаимоотношений с матерью и ближайшим окружением.

По мнению Эриксона, чувства доверия к миру и личной устойчивости являются основой формирования социально ценных качеств человека и благополучного развития личности. Сам процесс развития личности, по Эриксону, идет непрерывно от младенчества до старости, характеризуясь наличием восьми этапов, каждый из которых являет собой альтернативную фазу решения возрастных и ситуативных «задач развития».

К этим этапам Эриксон относил:

  1. базисное доверие (недоверие) к миру;
  2. автономию (чувство зависимости);
  3. инициативность (чувство вины);
  4. производительную предметную деятельность (чувство неполноценности);
  5. идентичность (диффузию идентичности);
  6. интимность и солидарность (изоляцию);
  7. творчество (застой);
  8. эгоинтеграцию (разочарование в жизни).

По мысли Эриксона, развитие личности — диалектический процесс, основными этапами которого выступают кризисные фазы. Преодоление их требует активного борения личности с собой и обстоятельствами в целях обретения идентичности.

Учение об идентичности — одна из основных концепций Эриксона, хотя само понятие не было определено им достаточно однозначно. В общих чертах, под идентичностью (идентичностью «Я», Эго-идентичностью) понималось чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений самого «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития.

Трактуя идентичность как психосоциальный феномен, Эриксон тем самым подчеркивал роль социокультурных факторов в развитии личности, что отразилось также и во введенном им понятии «групповая идентичность», содержание которого, в общем, аналогично содержанию понятия идентичность, но фиксирует это чувство и способность на групповом уровне, с присущими ему проблемами, ценностями и взаимоотношениями.

По Эриксону, наиболее важным периодом развития личности является юношеский возраст, поскольку именно на него приходится основной кризис идентичности. Личность выходит из данного кризиса либо обретая «взрослую» идентичность, либо «диффузию идентичности» и переход к состоянию «психического моратория», в течение которого в личности происходят многомерные, сложные процессы обретения новой идентичности и нового отношения к миру.

Согласно Эриксону, «психический мораторий» может, при определенных условиях, принимать затяжной характер и длиться годами (в отдельных случаях более 10 лет), что особенно характерно для наиболее одаренных людей.

В предельных случаях «диффузия идентичности» и «психический мораторий» сами по себе предполагают целесообразность применения психотерапевтических мер.

В этом ракурсе созданные Эриксоном новые психотерапевтические методы могут быть понятны как методы, направленные на преодоление диффузии идентичности и обретение личностью адекватной ей идентичности.

Гуманистическая психотерапия Эриксона принципиально отстраняется от традиционных психиатрических подходов и терминологии, отказывается считать большую часть пациентов больными, поскольку, по мнению Эриксона» эти люди страдают главным образом от «нарушений баланса автономии» и «диффузии идентичности», зачастую вызываемых социогенными факторами.

Своеобразная психотерапевтическая система Эриксона отрицает некоторые традиционные психоаналитические представления и принимает, например, детскую игру как основную форму социальной деятельности ребенка, направленную на создание «модельных ситуаций» в целях осмысления окружающей среды и овладения миром.

Эти же методы, по Эриксону, могут быть отчасти использованы и для преодоления синдрома массовой «патологии идентичности», который характеризуется наличием массовой неудовлетворенности людей, сопровождаемой чувствами тревоги, страха, изоляции, опустошенности, утратой способности к эмоциональному (в том числе и сексуальному) общению с другими людьми.

Основываясь на результатах изучения данного явления, Эриксон с тревогой обратил внимание общественности на то, что в предельных случаях «патология идентичности» избирает в качестве единственного способа самоутверждения индивида и масс людей настойчивое стремление «стать ничем».

Примечательной чертой концепции идентичности Эриксона является признание нм психотерапевтического значения за активным поиском личностью собственной психосоциальной идентичности.





Комментарий к статье