Индивидуальная психология А. Адлера

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


От «комплекса неполноценности» к личностному росту.

Альфред Адлер (1870-1937) в своей концепции индивидуальной психологии во многом противостоял теории Фрейда. Он рассматривал человека как единое, целостное существо, элементы которого согласуются друг с другом. Согласно его представлениям, индивидуум — это неделимое целое мозга и тела, сознательного и бессознательного, единство в мышлении, чувствах, действиях, в каждом проявлении личности. Адлер назвал свою теорию «индивидуальной психологией», поскольку по-латыни «индивидуум» означает «неделимый».

Структуру такой личности ученый определял как стиль жизни. Только продвигаясь к личностно значимым жизненным целям, стремясь к совершенству, индивидуум выступает как органичная целостность и способен распоряжаться своей жизнью, проявлять творческую силу и свободу выбора. Вера в творческую природу и свободу человека, которая пронизывает теорию Адлера, позволяет многим психологам считать ученого предвестником современной гуманистической психологии.

Но индивидуум не может существовать изолированно от общества, от других людей, поведение человека происходит в социальном контексте, определено социальными детерминантами, в результате у людей формируется социальный интерес — стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества с другими людьми.

Термин комплекс неполноценности также ввел А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают такое чувство как неизбежное следствие их физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Будучи очень сильным, превратившись в комплекс, оно может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. «Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой», — отмечает Адлер.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то развитие протекает в конструктивном и здоровом направлении. (Это стремление к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни.) Однако некоторые люди пытаются достичь превосходства посредством господства над другими. По Адлеру, борьба за это (она проявляется в жажде власти и агрессии) — невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.

Стремление к превосходству обусловлено эволюционно — постоянным приспособлением к окружающему, когда каждый организм должен развиваться, добиваясь более эффективной адаптации к миру, более совершенных отношений с окружающим, чтобы выжить, в противном случае он может исчезнуть. «Цель овладения средой более совершенным способом, которую можно назвать стремлением к совершенствованию, характеризует также развитие человека».

Каждый человек вырабатывает свои жизненные цели, являющиеся сосредоточием его стремлений и достижений. Формирование их начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности пребывания в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой от этого, мостом между неудовлетворительным настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи деятельности человека. Например, у стремящегося к личной власти развиваются определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели: амбиция, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что они не являются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека».

Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и вообще взаимодействия с ней.

Кажущиеся изолированными, привычки и черты поведения получают свое значение в контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно — они включены в общий стиль жизни. Как часть его каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что веревка, сложенная в углу кольцами, — это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была).

Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил, человек сам формирует свою личность. «Каждый индивидуум представляет единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум — и картина, и художник. Он — художник своей собственной личности».

Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь участвовать в общем деле, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате этого чувство неадекватности является корнем всех невротических стилей жизни. Ученый отмечал: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они — неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру».





Комментарий к статье