X

АНАЛИЗ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ

В волевом действии, если оно носит сколько-нибудь сложный характер, всегда можно выделить подготовительный этап, то есть тот период, в течение которого человек внутренне готовит себя к совершению действия. В подготовительном этапе выступают два момента — борьба мотивов и решение.

Первое, что необходимо подчеркнуть в процессе анализа подготовительного этапа в волевом действии,— это зависимость психологического его строения от характера стоящей перед человеком задачи. Если задача не является безусловно обязательной и допускает ту или иную свободу выбора, то подготовительный этап протекает иначе, чем в том случае, когда выполнение поставленной задачи является безусловно обязательным. Вспомним вопрос, который встал перед Павлом Корчагиным в момент, когда он ясно осознал характер своей болезни. Вопрос заключался в том,— умереть или же продолжать жить. Корчагин взвесил все за и против, представил себе возможные последствия того и другого исхода и уже затем пришел к окончательному решению. Борьба мотивов разыгрывается здесь вокруг вопроса — жить или не жить. Она закончилась в пользу жизни. Но могла решиться и в пользу смерти, если бы Корчагин оказался в иных общественных условиях.

Иным психологическим содержанием характеризуется подготовительный этап в волевом действии людей, если перед ними стоит задача, решение которой является безусловно обязательным. Примером такой задачи может служить любой боевой приказ. Воин не имеет права рассуждать — выполнять или не выполнять боевой приказ. Он должен его выполнить. Борьба мотивов вокруг вопроса — делать или не делать — здесь исключена.

Отсутствие борьбы мотивов по вопросу делать или не делать при решении задач обязательных, не допускающих выбора, не лишает, однако, психологической содержательности подготовительного этапа волевого действия. В этих случаях этап, предшествующий совершению волевого действия, осуществляется в форме выбора наиболее рациональных способов действия. Так, командир, получивший боевой приказ, продумывает систему мероприятий, которая обеспечила бы наилучшее решение поставленной задачи. При этом также возможна борьба мотивов, но по иному уже вопросу, по вопросу о том, какой путь избрать для правильного осуществления приказа.

Борьба мотивов, независимо от того, в каком плане она развертывается, в плане ли решения вопроса о том, делать или не Делать, быть или не быть, или же в плане выбора наиболее эффективных способов действия, всегда оканчивается принятием какого-то решения.

Некоторые из психологов склонны думать, что принятие в результате борьбы мотивов решения и есть основной элемент волевого действия или поступка. Однако это не так. Легко представить случай, когда принятое решение может оказаться невыполненным. Объясняется это тем, что исполнение принятого решения предъявляет к личности новые, особые требования и, следовательно, предполагает необходимость новых усилий со стороны человека.

В самом деле, ведь принятие решения лишь предвосхищает предстоящее действие в виде представления. Волевое же действие должно проявляться в выполнении решения. Поэтому момент решения нельзя считать основным этапом в волевом действии. Решение является лишь толчком к действию.

Переход к исполнению принятого решения зависит от твердости последнего. Твердое, окончательное решение осуществляется человеком уверенно. Решение же, принятое с тенью сомнения, выполняется «с оглядкой», без должной твердости. Отсюда следует важный педагогический вывод, что в процессе воспитания воли необходимо вырабатывать у людей привычку принимать твердые, бескомпромиссные решения и приводить их в исполнение.

Решение, если оно положительное, влечет за собой исполнение. И этот этап в волевых поступках людей характеризуется большой сложностью. Волевое напряжение и здесь не оставляет человека. Дело в том, что в процессе выполнения принятого решения человек встречается, как правило, с рядом препятствий, сомнений, затруднений всякого рода. И чем сложнее совершаемая человеком деятельность, тем чаще возможность появления затруднений, разрешение которых осуществляется в волевых усилиях личности.

Тот факт, что на этапе выполнения принятого решения человеку приходится преодолевать новые, часто неожиданные, возникающие по ходу деятельности, трудности, обязывает командиров воспитывать у своих подчиненных не только уменье быстро и правильно находить нужные приемы решения поставленных перед ними задач, но и уменье доводить начатое дело до конца, преодолевать неожиданно возникающие трудности. Отсюда вытекает требование, чтобы воспитание воли солдат и офицеров осуществлялось в самой деятельности, в условиях полной ответственности исполнителя не только за то, как он спланировал действие, но и за то, как он его выполнил.

Необходимость преодолевать трудности, возникающие в ходе выполнения принятых уже решений, говорит о том, что борьба мотивов не кончается принятием решения, относящегося к деятельности в целом. Она сопровождает человека и в период выполнения им принятого на себя задания. Но эта борьба развертывается теперь в плане решения частных уже задач.

Рис. 34

Борьба мотивов, таким образом, хотя и выделяется в особый пункт подготовительного этапа, не может быть понята в качестве совершенно обособленного акта в волевом действии человека. Она, предваряя деятельность людей, сопровождает в то же время эту деятельность на всех этапах ее протекания. Этим объясняется, что колебания возможны не только на этапе решения, но и на этапе его выполнения.

Волевые действия заканчиваются достижением поставленной цели. Но это не значит, что человек, выполнивший то или иное решение, тут же и забывает о нем.

После совершенного действия человек, как правило, переосмысливает его, оценивает сделанное, Переоценка может идти или с точки зрения правильности сделанного, или же под углом зрения детального разбора тех средств, с помощью которых осуществлялось действие. Например, офицер, проведший ту или иную боевую операцию, обычно подвергает ее разбору. Этот разбор может вестись официально — открыто — или же неофициально — для себя и про себя. Но как бы ни совершалось переосмысливание сделанного, оно положительно, как правило, отражается на последующей деятельности человека, поднимает ее на более высокую ступень, начиная с подготовительного этапа. Переосмысливание совершенных людьми действий и поступков лежит в основе развития их воли в процессе деятельности. Если бы мысль человека о совершаемой им деятельности кончалась с прекращением этой деятельности, то непонятно было бы, почему повторное решение задачи данного типа всегда оказывается качественно лучшим. Если подходить к этому вопросу с точки зрения проторения следов в мозгу, то это могло объяснить нам только возможность ускорения повторного относительно первого действия. В процессе же переосмысливания ранее сделанного, оценки и переоценки примененных в действиях и поступках способов, человек приходит к утверждению одних из этих способов и отрицанию других. Это приводит к появлению новых, более адэк-ватных систем связей, обеспечивающих и более совершенные приемы повторных действий этого типа. Процесс развития воли, таким образом, можно представить себе в виде спирали, которая образуется в связи с тем, что начало повторного действия не совпадает с концом ранее выполненного, а всегда располагается несколько выше, как качественно более совершенное (рис. 34).

Андрей:
Еще статьи