Задачи и особенности профессиональной деятельности военного психолога

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В настоящее время должности психологов введены во всех воинских частях, а также в батальонах, имеющих определенную численность личного состава. Обладая соответствующим уровнем профессиональной подготовки, психолог является главным специалистом в воинской части в области психологической рационализации жизни и деятельности военнослужащих. Его деятельность имеет существенные отличия от деятельности других офицеров, а также психологов, работающих в гражданской сфере. Специфика проявляется в решаемых психологом задачах, применяемых методах и средствах, а также в условиях его деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности военного психолога

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Выполняя свои функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединенные по решаемым задачам и характеру их применения в отдельные виды деятельности.

Роль и место военного психолога в боевой обстановке. Функции психолога полка в боевой обстановке

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Функции психолога полка в боевой обстановке

Боевая деятельность является ведущим видом воинской деятельности. Все остальные ее разновидности (учебная, служебная, общественная и др.) направлены на всестороннюю и качественную подготовку к бою или на обеспечение эффективного выполнения боевых задач. Вся повседневная мирная жизнедеятельность военнослужащего лишь школа, экзаменом в которой выступает бой.

Обязанности военного психолога на различных этапах боевых действий

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Перечисленные функции реализуются в обязанностях психолога. По сложившейся практике психолог отвечает за организацию и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности; участвует в профессиональном психологическом отборе личного состава, расстановке его по отделениям, расчетам и экипажам; обучает офицерский состав методам обеспечения устойчивости навыков военнослужащих овладения оружием, боевой техникой, привычек боевого поведения; обучает военнослужащих методам преодоления чрезмерной психической напряженности и страха, волевой самомобилизации, оказанию экстренной психологической помощи сослуживцам; участвует в формировании и развитии у военнослужащих боевого настроя на активные действия; прогнозирует возможные психогенные потери на различных этапах боя, изменения в морально-психологическом состоянии подразделений; принимает участие в восстановлении психической устойчивости и боеспособности военнослужащих, подвергшихся панике, оказывает помощь военнослужащим с психическими травмами; участвует в мероприятиях по противодействию психологическим операциям противника; вырабатывает предложения командиру по повышению психической устойчивости военнослужащих; участвует в развитии материально-технической базы психологической работы и т.д.

Анализ перечисленных функций позволяет сформулировать основные обязанности психолога на различных этапах боевых действий.

Основные схемы функционирования психолога в боевой обстановке

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

До сегодняшнего дня официально не уточнены и не закреплены местонахождение психолога в боевой обстановке, акценты в его профессиональной деятельности на различных этапах боя, изменение функционально-ролевого профиля в динамике боя и т.д.

Исходя из опыта психологической работы в боевой обстановке и решения задач экстремальной деятельности, обозначим лишь общие схемы действия психолога, в которых зафиксированы цель и способ его действий, место нахождения в ходе боя. По этим основаниям можно выделить следующие схемы действий психолога в боевой обстановке: «Аналитик», «Организатор», «Исполнитель», «Универсал».

3.3. Профессионально-этические нормы деятельности военного психолога

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Профессиональная деятельность психолога — это весьма сложная и ответственная область, требующая соответствующего образования, мастерства, так как затрагивает судьбы людей. Она связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. Психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о личном составе в интересах принятия управленческих решений, проведения воспитательной работы. Кроме того, психолог самостоятельно осуществляет целенаправленное вмешательство в мысли, чувства, мировоззрение и поведение военнослужащих.

ПСИХОЛОГИЯ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПСИХОЛОГА

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Теория без практики мертва, а практика без теории слепа.

Философская мудрость

Проблема профессионального самоопределения психолога

  • Личностные качества психолога
  • Критерии эффективности психологической работы
  • Психологические противопоказания к деятельности психолога
  • Профессиональное образование психологов
  • Содержание профессиональной компетентности психолога
  • Формы профессионального совершенствования военного психолога

Факторы, затрудняющие профессиональное становление военного психолога

Профессионально важные качества личности военного психолога. Квалификационные требования к психологам в России и за рубежом

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Квалификационные требования определяют уровень профессиональной подготовки выпускников вуза по специальности «Психология», который позволяет им успешно выполнять соответствующие функциональные обязанности.

Вместе с тем, учитывая многообразие видов деятельности психолога, ее многоаспектность, сложность, следует признать, что на сегодняшний день не существует системы универсальных критериев ее успешности. Это затрудняет решение проблемы выработки «оптимальной модели» личности самого психолога. Несмотря на то что понятие «психолог» свидетельствует о некоей обобщенной сфере профессиональной деятельности человека, нельзя быть психологом «вообще». На это, в частности, указывает внутренняя дифференциация психологии, чего не наблюдается ни в какой другой сфере теории и практики профессиональной деятельности.

Отечественный и зарубежный опыт подготовки психологов

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Вхождение человека в профессиональную деятельность предполагает прохождение им определенных этапов профессионального образования. Основу профессионального образования психологических кадров составляет систематическое обучение в учебных заведениях различного типа. Профессиональное образование рассматривается как система образовательных технологий, ориентированных на формирование у человека необходимых для данной профессии знаний, умений и качеств.

Содержание и специфика профессиональной подготовки психологов для Вооруженных сил РФ и других силовых структур

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Профессиональная подготовка психологов для Вооруженных сил РФ и других силовых ведомств осуществляется гражданскими и военными учебными заведениями.

Ведущим гуманитарным вузом в структуре Министерства обороны РФ является Военный университет, осуществляющий подготовку психологов для данного ведомства. При Военном университете ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку офицеры, назначенные на должности психологов воинских частей и соединений ВС РФ и других силовых ведомств. Кроме того, в последние годы начата подготовка психологов в ряде военных вузов для конкретных видов и родов войск, например, в Новосибирском, Воронежском, Ростовском, Ульяновском и других военных институтах.