Введение в профессию военного психолога. Предисловие

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

  1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  2. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
  3. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА
  4. ПСИХОЛОГИЯ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПСИХОЛОГА

Заключение

Библиография

Научные основы профессиональной психологии

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

ГЛАВА 1

Научные основы профессиональной психологии

Значение термина «психология»:

  • Виды деятельности психологов
  • Понятие о психотехнической теории
  • Практическая психология
  • Отрасли психологии
  • Научные направления, школы и концепции в психологии
  • Сферы деятельности психологов
  • Структура профессионального психологического сообщества
  • Военно-психологическое сообщество России

Виды деятельности психологов

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Следует выделить три вида деятельности, в рамках которых решаются основные задачи психологии:

  • — научно-исследовательская деятельность (получение, анализ и обобщение научных данных психологических исследований, рефлексия динамики научного психологического знания);
  • — педагогическая деятельность (преподавание и пропаганда психологии);
  • — практическая деятельность, состоящая в консультировании, психологической экспертизе, психотерапии (психологическая практика).

Научные направления и отрасли психологии

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Отрасли психологии

Сложную психическую реальность, выступающую предметом психологии, наука стремится отразить в ее существенных свойствах и в обобщенной форме, т. е. в понятиях. Понятия в конечном итоге составляют каркас любой науки. В своей совокупности они образуют ее категориальный строй. Категория — это предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.

Научные школы и направления в психологии

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Отличительной чертой психологического знания является наличие в нем большого количества научных направлений, школ и концепций. Механизм их оформления иной, чем выделение отраслей психологии. Научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения. Какие-то отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, другие — либо не замечаются, либо получают более узкую интерпретацию.

Основные сферы и задачи деятельности психологов

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Организационное оформление практической психологии в нашей стране

Организационно-структурное оформление практических психологов в нашей стране связывается с началом 70-х гг. XX столетия, когда были разработаны теоретические и организационные основы психологического обеспечения профессиональной деятельности, оказания психологической помощи населению, а также накоплен опыт организации первых подразделений этой службы. Именно в это время начинают создаваться первые психологические службы и психологические консультации.

В настоящее время к ним относятся специализированные психологические подразделения предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные или входящие в состав кадровых служб, служб социального развития) и различные профессиональные психологические консультации — служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования. Специалисты-психологи входят в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства. Наибольшее развитие психологические службы получили в Вооруженных силах, промышленности и образовании.

Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются: психологическое изучение объекта, включающее его исследование, объяснение, описание и прогнозирование развития, а также психологическое управление данным объектом (человек, группа), а также психологическое управление — воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик.

Рассматривая организацию как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить несколько организационных уровней и соответствующих этим уровням задач:

  • уровень всей организации. Здесь в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации и развития кадров, социального развития коллектива, психологического обеспечения рекламной деятельности и т. п.;
  • уровень первичного коллектива. Наиболее значимыми на данном уровне являются задачи обеспечения благоприятного социально-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждения конфликтов и т.п.;
  • уровень отдельного человека. На этом уровне психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решения отдельных психологических проблем.

1.3.2. Основные сферы деятельности практических психологов

В настоящее время сложилось несколько основных сфер применения практических психологов в нашей стране:

  • — система морально-психологического обеспечения деятельности силовых структур;
  • — система образования и дошкольного воспитания (детсады, школы, гимназии, вузы);
  • — клинические и другие медицинские учреждения;
  • — экономическая сфера (службы социального развития, кадровые службы организаций и предприятий и т.п.);
  • — центры психологической помощи, службы семьи и брака и пр.

Работа в каждой из этих сфер предполагает следующие варианты реализации психологом своего профессионального предназначения (О.В.Соловьева, 1997): психологическая консультация, клуб и социальная организация. Работая в психологической консультации, психолог ведет прием клиентов, предлагая им определенные средства социально-психологического воздействия. Своеобразие работы в клубном пространстве связано с тем, что любая клубная структура объединяет свободно собравшихся людей, поэтому психологу приходится считаться с их интересами. Работа в организации предполагает закрепление за психологом ряда служебных функций, реализация которых порой выходит за рамки его профессиональной ответственности.

Психологи в экономической сфере изучают психологические закономерности функционирования различных форм трудовой и управленческой деятельности, решая при этом следующие задачи:

  • — научное исследование персонала и анализ организационной структуры — профессионально-психологический отбор и расстановка кадров, диагностика профессиональной компетентности, выявление стиля деятельности и потенциала управленческого аппарата, оценка необходимости организационных изменений и консультирование руководителей; социально-психологическое изучение коллектива;
  • — оптимизация социально-психологического климата в коллективе, профилактика межличностных и межгрупповых конфликтов;
  • — развитие персонала — выявление потребностей обучения и развития, оценка эффективности программ обучения, методическое обеспечение различных форм профессионального обучения, определение и оптимизация факторов, влияющих на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту;
  • — планирование и оптимизация профессиональной среды — эргономический анализ деятельности, изучение факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособности работников, предупреждение негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев;
  • — оказание психологической помощи специалистам в предупреждении и разрешении личностных проблем; повышение социально-психологической компетентности; коррекция неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств;
  • — психологическое изучение потребителя продукции предприятия (организации), психологическое обеспечение рекламной деятельности.

Клинические психологи, работая в основном в структурах медицинских учреждений, изучают причины различных отклонений в поведении людей, психосоматических расстройств и заболеваний, интеллектуальных и эмоциональных дефектов и дискомфорта, индивидуальных и социальных дисфункций и ведут с ними психокоррекционную и реабилитационную работу, разрабатывают совместно с другими специалистами (педагог, психиатр, социальный работник) различные развивающие программы и программы сопровождения.

Психологи в сфере народного образования изучают и оптимизируют психологические факторы, влияющие на успешность обучения и самочувствие обучаемых; развивают их познавательные способности; осуществляют консультирование преподавателей, обучаемых и их родителей по вопросам учебно-воспитательного взаимодействия, преодоления личностных проблем; проводят психологическую экспертизу учебных средств, дидактических приемов и методов учебных занятий на предмет их эффективности.

При этом общим полем деятельности педагога и психолога является личность учащегося, классный коллектив и учебная деятельность. Действуя в этом пространстве, предоставляя психодиагностическую информацию, психолог должен помочь своим коллегам — педагогам решать следующие задачи:

  • — построение учебной деятельности, психологически адекватной познавательной деятельности обучаемого и особенностям учебного предмета;
  • — актуализация педагогом внутренних (психических) ресурсов ученика;
  • — адаптация содержания и методики представления учебного материала к психологическим особенностям учащихся.

Психологи-консультанты, проводящие обслуживание населения в рамках специализированных центров и служб психического здоровья, в службах семьи и брака, помогают клиентам, обращающимся за помощью, приобрести или изменить индивидуально-социальные навыки преодоления трудностей и обращения с реальностью; улучшить адаптацию к меняющимся условиям; разрешить проблемы, связанные с выбором профессии, работой, браком, семьей, сексом, старостью, социальными и физическими недостатками.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы основные сферы деятельности практических психологов в нашей стране?
  2. Какие задачи решают психологи в экономической сфере?
  3. В чем состоит содержание деятельности клинических психологов?
  4. Каковы задачи психологов в сфере народного образования?

Литература

  1. Банков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.
  2. Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. — 2-е изд. — М., 1996.
  3. Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестник Моск. ун-та. — Серия 14. — 1989. — № 4.
  4. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. — М., 2006.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие. — М., 1996.
  6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: хрестоматия с коммент. по курсу «Введение в психологию». — М., 1997.
  7. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск. — М., 1997.

Формы профессионального взаимодействия психологов

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Профессиональное взаимодействие как фактор профессионального развития психолога

Успешное профессиональное развитие психолога во многом зависит от профессионально-деятельностных связей и отношений, в которые он включен. В иерархии этих взаимоотношений можно выделить как минимум четыре типа связей:

  • отношения с клиентами и их окружением;
  • отношения с другими психологами;
  • отношения с администрацией (должностными лицами);
  • отношения с другими (смежными) специалистами (социальными работниками, медиками, педагогами и т.д.).

Таким образом, профессиональное пространство для практического психолога может быть представлено как своеобразная социотехническая система, объединяющая специалистов различного профиля, взаимодействующих по поводу решения конкретной проблемы. Каждый из них, реализуя тот или иной тип присущей ему деятельности, является выразителем определенной профессиональной позиции по отношению к решаемой проблеме.

Основой для определения «своей» позиции выступают профессиональные возможности данного специалиста и характер задачи, предполагающей перевод объекта в новое качество функционирования. Таким объектом может быть, например, человек, нуждающийся в психологической помощи. Допустим, в результате проведенной предварительной работы психолог выявил те условия, которые могут способствовать разрешению имеющейся у человека проблемы. Но создание этих условий во многом зависит и от других (кроме самого психолога и клиента) людей. Круг лиц, способных помочь в этом вопросе, может быть расширен за счет привлечения других специалистов, родственников и знакомых, администрации и представителей коллектива того учреждения, где трудится этот человек. Каждый из людей, привлекаемых для решения этой общей задачи, обладая навыками решения аналогичных проблем, полномочиями и компетенцией, является, таким образом, выразителем своей особой профессиональной позиции, а следовательно, и реализатором специфических функций по отношению к основному, общему для всех процессу.

Возникающая в данном случае (по поводу помощи конкретному человеку) профессиональная кооперация заинтересованных участников рассматривается как единый процесс преобразования «исходного материала» в новое качество, в котором один участник кооперации заинтересован в определенном продукте деятельности другого. Например, для более плодотворной работы с клиентом необходимо понимание особенностей ситуации со стороны представителей администрации учреждения, в котором он работает, и принятие соответствующих мер (неразглашение информации, создание щадящего графика работы, перевод на другой участок и т.п.).

Развитию профессиональной кооперации будут способствовать и те случаи, когда психолог, не встречавший прежде аналогичных случаев в собственной практике, вынужден обращаться за помощью к более опытным специалистам либо к специалисту другого профиля. Профессиональное общение по поводу решения конкретной проблемы способствует более объективному видению психологом всевозможных граней данной проблемы, ее нюансов, определению на этой основе наиболее адекватных методов и приемов деятельности, а в конечном итоге — накоплению собственного опыта и развитию профессионального мышления.

Таким образом, важнейшим условием профессионального развития практического психолога становится его профессиональное взаимодействие и общение с другими специалистами. Данную возможность предоставляет психологическое сообщество. Осуществляемые в рамках психологического сообщества основные формы сотрудничества реализуют функции не только обмена опытом и повышения квалификации, но и квалифицированной оценки профессиональной компетентности психолога.

Научные организации и профессиональные сообщества психологов в России и за рубежом

Возможности реализации профессиональных связей между психологами достаточно многообразны, основными формами которой являются психологические ассоциации, общества, учреждения и психологические журналы.

Крупнейшей организацией, объединяющей психологов мира, является Международный союз психологической науки (The International Union of Psychological Science — IUPsyS). В его состав входят национальные союзы и ассоциации, представляющие психологов отдельных стран по принципу «одна ассоциация — одна страна». IUPsyS был основан в 1951 г. и на сегодняшний день объединяет 54 национальные психологические ассоциации. В свою очередь IUPsyS входит в состав Международного совета социальных наук (ISSC) и Международного совета научных союзов (ICSU). Кроме того, за IUPsyS закреплен консультативный статус при ЮНЕСКО.

Крупнейшим психологическим национальным союзом сегодня является Американская психологическая ассоциация (АРА), объединяющая в своих рядах более 200 тысяч психологов. Ассоциация разрабатывает стандарты профессиональной подготовки и компетентности практических психологов и контролирует их соблюдение. По данным стандартам к психологам относятся специалисты с докторской степенью. Работников со степенью магистра называют ассистентами психологов или специалистами, например по школьной психологии. Для того чтобы поддерживать высокое качество профессиональной компетентности психологов, в стране действует система лицензирования. Впервые в США экзамен на получение лицензий был введен в 1965 г. Для получения лицензии необходимо иметь докторскую степень, определенный рабочий стаж, сдать письменный и устный экзамен и набрать соответствующий проходной балл.

Россия также представлена в составе IUPsyS национальной организацией — Российским психологическим обществом (РПО) при Президиуме Российской академии наук, которое основано в 1994 г. в Москве на Учредительном съезде, став правопреемником Общества психологов СССР. В состав общества входит 56 региональных отделений, и руководит им Координационный совет (КС), избираемый съездом, а в промежутках между съездами и заседаниями КС РПО — президент и Президиум КС. В своей деятельности общество руководствуется уставом и программой. В структуре РПО образованы секции: психологии образования, военной психологии, психологии творчества, психологии рекламы и другие. РПО издает серию сборников «Психология сегодня», журнал «Психологическое обозрение».

Помимо РПО в России действует немало независимых психологических ассоциаций: Ассоциация психологов-практиков, Коллегия семейных психологов, Психофизиологическое общество, Ассоциация гуманистической психологии, Российская психоаналитическая ассоциация и др. Имеются также более специализированные общества и организации, в сфере интересов которых — прикладные проблемы практической психологии в различных отраслях и сферах жизнедеятельности людей, например Психологическое общество травматического стресса, Всероссийская федерация спортивной психологии и др.

Психологические учреждения — это научно-исследовательские институты или их структурные подразделения, факультеты психологии вузов, отраслевые лаборатории, психологические кафедры вузов, в которых ведется исследовательская работа в области психологии и производится подготовка кадров психологов.

К психологическим учреждениям относятся научно-исследовательские институты, центры и их подразделения, факультеты психологии вузов, центры подготовки и повышения квалификации практических психологов. В России имеется несколько ведущих психологических учреждений, к которым прежде всего следует отнести Психологический институт РАО и Институт психологии РАН.

Психологический институт РАО (ПИ РАО) был основан в 1912 г. при кафедре философии на историко-филологическом факультете Московского университета под названием Институт психологии. Московский институт, созданный Г. И.Челпановым при материальной поддержке известного мецената С. И. Щукина, воплотил в себе все лучшее, что было накоплено к тому времени мировой практикой организации экспериментально-психологических исследований. Первым директором Института был Г. И.Челпанов.

На протяжении 90 лет институт неоднократно менял свое название, но всегда оставался центром фундаментальных исследований. Сейчас в нем работают более 240 сотрудников.

Долгие годы Психологический институт был практически единственным специализированным научно-исследовательским учреждением в нашей стране. Понадобилось почти 70 лет для того чтобы в стране был организован еще один исследовательский центр — Институт психологии РАН (ИП РАН). Большую роль в создании института сыграл видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов. В этом ему оказывали помощь такие выдающиеся ученые, как П. К.Анохин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицын, Е.В.Шорохова, В.А.Пономаренко, А.И.Берг, В.В.Паренс, Б.Н.Петров и многие другие. В состав Института психологии РАН вошел сектор психологии Института философии РАН, образованный в 1945 г. С. Л. Рубинштейном.

Сегодня в ИП РАН работают более 200 сотрудников, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в области общей психологии, психологии личности, дифференциальной психологии, социальной психологи, когнитивной психологии, психологии труда и инженерной психологии, психофизиологии и т. д. В составе института 20 научных подразделений (лабораторий и функциональных групп). При институте действуют Консультационный центр, Высший психологический колледж и издательство. Институт является учредителем «Психологического журнала» РАН и журнала «Иностранная психология».

Многие исследовательские институты и центры РАО возглавляют психологи; в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профиля. К их числу относятся: Институт коррекционной педагогики РАО, Институт педагогических инноваций РАО, Исследовательский центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной педагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Исследовательский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО.

Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимущественно психологическими исследованиями: психологией реабилитации личности, психологией жизненного самоопределения, психологией развития и др.

Крупнейшим исследовательским центром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневрологический институт имени В.М.Бехтерева в Санкт-Петербурге.

Исследования по прикладной психологической проблематике ведутся в Военном университете МО РФ, Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, НИИ авиационной и космической медицины, в 178-м Научно-практическом центре ГШ ВС РФ, Институте медико-биологических проблем, во Всероссийском НИИ МВД РФ, Всероссийском НИИ технической эстетики и множестве других ведомственных научно-исследовательских учреждений.

Мощнейшим научным психологическим потенциалом располагают факультеты психологии крупнейших университетов: Московского государственного университета (МГУ), Московского государственного педагогического университета (МГПУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Военного университета МО РФ, Ярославского государственного университета (ЯрГУ). Кафедры и лаборатории этих вузов проводят исследования, соответствующие мировому уровню.

В научно-исследовательских учреждениях основным рабочим органом выступают исследовательские лаборатории. Например, в Институте психологии РАН в разное время функционировали следующие лаборатории: теории и истории психологии, социальной психологии, когнитивных процессов, психологии речи и психолингвистики, невербальной коммуникации, психофизиологии, психологии труда и др.

Деятельность лаборатории направляется темой научного исследования, которая предопределяет перспективу исследовательской работы ее сотрудников на несколько лет вперед. В качестве основных результатов научной работы выступают:

  • на уровне лаборатории — отчет об итогах исследовательской работы;
  • на индивидуальном уровне — диссертационные исследования, выполненные научными сотрудниками в рамках общей тематики исследовательской работы и являющиеся предметом коллективного обсуждения представителей научного сообщества, входящих в специализированные ученые советы.

Для того чтобы с этими результатами мог ознакомиться широкий круг специалистов, данные результаты публикуются на страницах психологических журналов. Психологические журналы — это периодические издания, освещающие развитие психологической науки и ее проблемы. В нашей стране такими журналами являются «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Вестник Московского университета», «Психологическая наука и образование», «Школьный психолог», «Прикладная психология и психоанализ» и др. Такое заочное общение психологов в обсуждении результатов экспериментальных исследований, психологических методик и технологий на страницах научных журналов служит важным источником их профессионального совершенствования.

Основными формами обсуждения ключевых вопросов развития академической и практической психологии, психологической службы в нашей стране являются съезды и конференции психологов — членов Российского психологического общества.

Профессиональное взаимодействие психологов осуществляется также в форме непосредственного участия в различных специализированных практических семинарах, на которых обсуждаются вопросы теории и практики организации психологической работы в учреждениях и организациях, оказания психологической помощи и т. п.

К важной форме взаимодействия, обеспечивающей совместное решение проблемы, можно отнести участие психологов в реализации различного рода экспериментальных исследований. Обмен опытом происходит также в ходе взаимного посещения сеансов консультирования и психотерапии, наблюдения за работой квалифицированных специалистов. По мнению многих практических психологов, каждый начинающий специалист до начала профессиональной деятельности должен лично пройти курс индивидуального консультирования и групповой психотерапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности, т.е. проработать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Это нужно для понимания механизмов достижения психотерапевтического эффекта, а также динамики происходящих с клиентом изменений во время работы с психологом.

Многообразие связей между психологами, обеспечивающее их профессиональный и личностный рост, осуществляется и во многих других формах.

Военно-психологическое сообщество России

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Военно-психологическое сообщество нашей страны находится в стадии своего активного становления и развития. Исходным моментом этого становления является принятие в 1992 г. государственного решения о введении должности военного психолога в ВС РФ. Открытие порядка двух тысяч должностей психологов воинских частей знаменовало собой создание самой крупной по численности психологической структуры в стране.

Военная психология как отрасль науки и социальной практики

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Военная психология только тогда явится наукой, необходимой для полководца, когда она откроет ему секрет боевой силы или работоспособности бойца во всех фазах боевой обстановки.

 

Г. Е. Шумков

Военно-психологические идеи полководцев прошлого

  • Развитие отечественной военно-психологической науки и практики
  • Определение военной психологии
  • Предметное поле военной психологии и ее место в системе наук
  • Принципы и методы военной психологии
  • Общие и специфические задачи военной психологии
  • Психологические факторы боя
  • Социально-психологические явления войны и боя
  • Психологическое обеспечение боевых действий
  • Военная зоопсихология
  • Информационно-психологическое противоборство
  • Понятие о психологическом оружии
  • Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий

Этапы развития отечественной военно-психологической науки и практики

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

С появлением в системе научного знания отдельной науки — психологии начинает формироваться такая ее отрасль, как военная психология. Отечественная военная психология впитала в себя всю палитру военно-психологических идей, которыми располагало к концу XIX в. мировое военно-психологическое искусство. В ее развитии мы выделяем четыре основных этапа: этап романтизма, этап анабиоза, этап становления, этап амбивалентности. В основе такого выделения лежит степень активности военно-психологической науки и социальное признание ее возможностей и роли в решении государственных задач.