Типология Б. И. Додонова

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Мы говорили уже о сигнальной и оценочной роли эмоций и чувств, об их значении как побудительных факторов любой деятельности, об их роли в энергетическом обеспечении этой деятельности. Советский психолог Б. И. Додонов подчеркнул другое: эмоции не только сопутствуют всякой деятельности, «обслуживая» потребности организма, но сами являются объектом особой потребности. Любому человеку присуща жажда эмоционального насыщения, стремление к переживанию различных чувств.

Типология Г.Селье

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Канадский врач и биолог Г. Селье выделил всего четыре типа личности. Критерием для выделения служит «спектр чувств», связанных с одной из четырех целей, которые придают, по мнению Селье, смысл и значение человеческой жизни.

Циклоиды и шизоиды

Стандартный
1 оценка, среднее: 4,00 из 51 оценка, среднее: 4,00 из 51 оценка, среднее: 4,00 из 51 оценка, среднее: 4,00 из 51 оценка, среднее: 4,00 из 5 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Выделение циклоидного и шизоидного типов личности принадлежит немецкому психиатру Э. Кречмеру. Среди психических особенностей, послуживших ему основой для построения типологии, важное место занимает чувство юмора.

Циклоиды общительны и добродушны. Кречмер выделил две их разновидности: гипоманиакальную и меланхолическую. Гипоманиакальные циклоиды веселы, склонны к юмору, отличаются живостью и остроумием.

Истерические характеры

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Явная недостаточность разделения всех людей на две группы — шизоидов и циклоидов — побудила врачей-психиатров присоединить к конституциональным типам Кречмера новые типы. В частности, П. Б. Ганнушкин описал группу «истерических характеров» — людей, особенностью которых является безудержное стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание.

Нарциссисты

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Слово «нарциссизм» происходит от имени Нарцисса, согласно мифу — сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы. Юноша был дивно красив, и одного лишь себя считал достойным любви. За это Афродита наказала его. Наклонившись однажды к ручью, чтобы напиться, он увидел и полюбил собственное отражение. И до самой смерти он ни на минуту не в силах был оторваться от созерцания своей красоты.

Шкала «инпроверсия—экстраверсия»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В зарубежной психологии популярно разделение людей на интровертированную и экстравертированную группы. Интровертированый субъект, или интроверт, сосредоточен на своем внутреннем мире. Экстраверт больше ориентирован на внешний мир. Промежуточный тип называется амбивертированным.

Английский психолог Г. Ю. Айзенк считает шкалу интроверсия — экстраверсия одним из главных измерений, на которых строится типология личности. Свои взгляды он обосновывает экспериментами.

Самоутверждение и связанные с ним чувства

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Устойчивое представление личности о собственной физической, психической, социальной или моральной ущербности оказывает на нее серьезное влияние, способствуя формированию своеобразных черт. Причем не обязательно человек все время думает о своем дефекте; он может и отвлечься. Но представление о малоценности — истинной или мнимой — не исчезает. Будучи оттеснено в подсознание, оно продолжает сказываться в поведении. Результаты этого влияния называют комплексом неполноценности.

Проявления его многообразны, но всех людей, отягощенных этим комплексом, характеризует подсознательное стремление к компенсации.

Цикличность и депрессивные состояния

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Настроение человека подвержено колебаниям не только под влиянием жизненных обстоятельств. Оно меняется в зависимости от времени суток, времени года и т. д. Период колебаний может быть короче и длиннее — до нескольких лет. Бывает, например, годовой цикл: когда весной начинает таять снег, человек испытывает угнетенность и подавленность, а осенью — ощущение подъема. Подобные взлеты и падения «тонуса» свойственны многим людям. Если бы можно было их фиксировать графически, получилась бы волнистая линия.

Комплекс виновности

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Представление о виновности может пронизывать все сознание человека, становится одним из компонентов личности. Это представление затрагивает и сферу интимных отношений, и общественные связи человека.

Не раз описан в художественной литературе комплекс виновности интеллигента в России конца XIX века. Люди умственного труда жили в несравненно лучших условиях, чем «простой народ», не выполняли тяжелой физической работы, и многих угнетала мысль о том, что они живут за счет народа, питаются плодами его трудов.

Боязнь возмездия

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Комплекс виновности в той или иной форме — не редкость, и этим умело пользовались служители религиозных культов. Они внушали прихожанам необходимость «искупления», достижимого лишь в лоне церкви. Многие религиозные ритуалы являются психотерапией для людей, отягощенных комплексом виновности. Таковы, например, исповедь и отпущение грехов. Церковь поддерживает у верующих представление о виновности и первородном грехе и внушает, что очищение можно обрести лишь на пути истинной веры. Скорее всего, именно таковы психологические истоки легенды о спасителе, кровью своей и страданиями искупившем грехи человечества.