Многие чувства, не одинаковые по своему содержанию, сопровождаются сходной мимикой. Так, удовольствие, радость, злорадство, ликование, блаженство нередко выражаются усмешкой, улыбкой, ухмылкой, смехом, хохотом и даже гоготом. Смех — это врожденная реакция. Новорожденный младенец уже на втором месяце жизни начинает улыбаться. Первоначальное биологическое значение улыбки и смеха — чисто информационное: сообщить родителям, что их отпрыск сыт и доволен. По мере формирования общественных связей человека смех становится одним из средств социального общения.
Он вызывается уже не только ощущением физического комфорта (то есть «снизу»), но может быть включен и «сверху». Высший «этаж» включения — вторая сигнальная система, особые извивы мысли.
Физиологически смех представляет собой чередование длительных непрерывных вдохов и коротких, прерывистых выдохов. Эта, казалось бы, простая физиологическая реакция имеет множество тончайших оттенков, составляющих богатейшую «смеховую палитру» человека. Недаром смех — столь чувствительный барометр, характеризующий общественную позицию личности. Перефразируя поговорку, можно утверждать: скажи мне, над чем ты смеешься, и я пойму, что ты за человек.
Советский искусствовед Р. Юренев перечислил такие оттенки смеха: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще увеличить этот перечень: веселый и печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех!»
Ленинградский филолог В. Я. Пропп, высоко оценивая этот перечень, добавляет к нему насмешливый смех. Но список от этого не становится исчерпывающим. Ведь может быть смех злой, натужный, деланный, показной и непринужденный, сладострастный, ликующий, надрывный, игривый, ехидный, хитрый, неудержимый, исступленный, гомерический и т.д.
Советский философ Ю. Б. Борев, более четверти века изучавший проблемы комического, собрал целую коллекцию терминов, обозначающих оттенки только комического смеха:
«Веселая и горькая насмешка Эзопа, раскатистый хохот Франсуа Рабле, едкий сардонический смех Джонатана Свифта, тонкая ирония Эразма Роттердамского, мудрая усмешка Вольтера, то шутливый, то сатирический смех Беранже, искристый юмор Бомарше, карикатура Домье, ужасающийся жестокости мира гротеск Гойи, колючая романтическая ирония Гейне и скептическая ирония Анатоля Франса, веселый юмор Бернарда Шоу, озорной и лукавый комизм Ярослава Гашека, смех сквозь слезы Гоголя, гневный, бичующий, разящий, изобличающий сарказм Щедрина, душевный, грустный, лирический юмор Чехова, победный смех В. Маяковского, оптимистическая сатира М. Горького, по-народному жизнерадостный, неиссякаемый теркинский юмор Твардовского…»
Этот список тоже можно дополнить, вспомнив, например, многообразные оттенки иронии Михаила Булгакова — от грациозно-добродушной и нежной до саркастически-желчной и злобной; холодно-блестяшее, отточенное остроумие Оскара Уайльда; неистовую сатиру Дж. Г. Байрона; с виду наивно-простодушный, на деле проницательный и всевидящий юмор Ивана Котляревского.
Откуда же такое неисчерпаемое множество оттенков?
Мы разбили человеческие чувства на три группы, вернее, на три «этажа»:
— чувства, присущие человеку как живому существу (голод, жажда, усталость, боль);
— чувства, характеризующие человеческую индивидуальность;
— наконец, самый высокий «этаж» — чувства, выражающие принадлежность человека к данному конкретному обществу и к определенной эпохе, или высшие социальные чувства.
Смех как физиологическая реакция может быть вызван чувствами разных этажей, и лишь в том случае, если он связан с высшими социальными чувствами, можно говорить о комическом смехе. (По мнению Ю. Борева, комическое — это «общественно значимое смешное»).
Мы уже говорили о смешанных чувствах. Двойственность чувств, или смешение положительных и отрицательных переживаний, как полагал Н. Г. Чернышевский, лежит в основе чувства комического:
«Впечатление, производимое в человеке комическим, есть смесь приятного и неприятного ощущений, в которой, однако же, перевес обыкновенно на стороне приятного; иногда перевес этот так силен, что неприятное почти совершенно заглушается. Это ощущение выражается смехом».
Как видим, пропорции смешения чувств могут быть разные. Отсюда и многочисленные оттенки комического смеха. В иных случаях перевешивают положительные чувства, а порой удельный вес неприятных чувств настолько велик, что комическое может и не вызвать смеха.
Способность восприятия комического обусловлена таким свойством психики, как чувство юмора, к рассмотрению которого мы сейчас и перейдем.