Еще древние греки различали два рода любви. Эрос — это любовь, стремящаяся к поискам чего-то совершенного и дающая удовлетворение лишь при условии обладания предметом любви. Агапе — любовь, направленная только на благо объекта любви. Лучший пример агапе — братская или родительская любовь. А любовь мужчины и женщины эллины считали проявлением эроса.
Наши современники не пользуются столь древними терминами, но тоже различают разные виды любви. Любовь-привязанность проявляется как тяга к общению с человеком и заботе о нем; порождается она совпадением интересов, вкусов, системы ценностей, отчасти привычкой. Любовь половая, или «романтическая», выявляется как жажда духовной и физической близости.
В отличие от агапе (родительское или братское чувство) романтическая любовь мужчины и женщины не обязательно направлена на благо любимого существа. Случается даже, что женщина испытывает удовлетворение, если ее любовь чем-то вредит возлюбленному: мешает карьере, приводит к трениям с родными, к служебным недоразумениям. Если любимый не останавливается перед жертвами — значит любит безоглядно.
Романтическая любовь мужчины и женщины имеет много оттенков. Л. Н. Толстой выделил «любовь деятельную» и «любовь красивую»: «Любовь деятельная заключается в стремлении удовлетворить все нужды, все желания, прихоти, даже пороки любимого существа».
А любовь красивая «заключается в любви красоты самого чувства и его выражения. Для людей, которые так любят,— любимый предмет любезен только настолько, насколько он возбуждает то приятное чувство, сознанием и выражением которого они наслаждаются. Люди, которые любят красивой любовью… часто переменяют предметы своей любви, так как их главная цель состоит только в том, чтобы приятное чувство любви было постоянно возбуждаемо».
Как на крайнее проявление такого рода любви укажем на любовь Дориана Грея. Герой романа О. Уайльда так ценил красоту самого чувства, что оказался жесток и беспощаден к предмету своего чувства — юной актрисе Сибиле Вейн.
Ф. Энгельс о любви
Ф. Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» писал, что романтическая любовь была неведома ни грекам, ни римлянам: у них был эрос, то есть половое влечение, более или менее одухотворенное. Для его удовлетворения вовсе не обязательно было добиваться взаимности; собственно, взаимность не имела для античного человека большого значения — важен был сам факт обладания. Романтическая любовь — приобретение эпохи Возрождения.
Ф. Энгельс считал, что морально-этические нормы буржуазного общества настолько уродуют личность, что она теряет способность любить, и это чувство сохраняется преимущественно в рабочих семьях, то есть в том классе, который по своему общественному положению враждебен буржуазной морали: «Половая любовь,— писал он,— может стать правилом в отношениях к женщине и действительно становится им только среди угнетенных классов, следовательно, в настоящее время — в среде пролетариата…».