Влияние любви на поведение и на личность — глубоко и многогранно. В частности, влюбленный взор, как правило, не видит недостатков в любимой и преувеличивает ее достоинства.
Идеализация иногда приводит к неожиданному явлению: случается, что при встрече даже после недолгой разлуки возлюбленный (возлюбленная) не кажется столь прекрасным, каким он представал в воображении. Мысленный портрет любимого почти всегда лучше и красивее, чем он сам. Требуется время, хотя и непродолжительное, чтобы совместить идеализированный образ с живым человеком, а до этого совмещения возникает легкое разочарование.
Это, вероятно, может помочь понять: и есть ли любовь?
Другой критерий — ощущение постоянного незримого присутствия любимого (любимой). Именно это ощущение присутствия ведет к формированию стойкого мысленного образа. Его устойчивость служит залогом того, что любящие долго не замечают морщин, обвисшей шеи, дряблых щек и других печальных спутников старения. В поблекшем мужчине любящая жена видит златокудрого юношу, пленившего ее когда-то. Для любящего мужа сквозь увядшие черты супруги проступают яркие краски ее цветущей молодости, которые хранит память его сердца.
«Ослепление» любви проявляется также в том, что любовь доверчива, и порой верит слепо. Когда верить уже нельзя, любовь обманывает себя, отворачиваясь от того, что очевидно для всех. Чацкий, вернувшись из дальних странствий и видя охлаждение Софьи, умом прекрасно понимает эту горькую для него перемену:
…тот скажи любви конец,
Кто на три года вдаль уедет!
Но любовь его не мирится с этим трезвым выводом, и по примеру всех влюбленных он отказывается верить, что его разлюбили, ищет мучительных доказательств, получает их, но продолжает разуверять себя и искать все новых подтверждений. Влюбленный упорно не видит того, что ясно всем вокруг, он хватается за любое случайно оброненное слово, по-своему толкует его, лишь бы не потерять надежды,
В этом поразительное сходство любви и «навязчивых состояний», с которыми сталкиваются невропатологи и психиатры. В повести И. А. Бунина «Митина любовь» это сходство прослеживается с клинической отчетливостью. Митя не в силах совладать со своей любовью, и она приводит юношу к самоубийству.
Но можно ли вообще совладать с любовью? Подчинена ли любовь воле и рассудку? Чаще считают, что не подчинена; но такое суждение представляется легковесным. Как ни сильна была страсть Вронского к Анне Карениной, он чувствовал, что мог бы вырвать ее из
своего сердца. Правда, лишь до определенного часа — до беременности Анны. Есть и другие примеры. Поэтому правильнее, пожалуй, сказать так: зарождающуюся любовь можно «остановить» волевыми усилиями, а любовь «созревшую», подчинившую себе все помыслы и душевные движения, «потушить» не так просто.
Видный советский психоневролог профессор К. И. Платонов в книге «Слово как физиологический и лечебный фактор» привел поучительный случай из своей практики. К нему обратилась женщина с просьбой «излечить от любви». Она имела несчастье полюбить человека, оказавшегося отпетым негодяем. Убедившись в этом, она боролась со своим чувством, но избавиться от него не могла. К. И. Платонову удалось с помощью нескольких сеансов гипнотических внушений «погасить» чувство любви.
Любовь подвержена влиянию глубоких, хотя не всегда осознанных стремлений личности. Герой рассказа Э. Хемингуэя «Снега Килиманджаро» в минуту горькой откровенности признался самому себе: «И ведь неспроста,— правда? — что каждая новая женщина, в которую он влюблялся, была богаче своей предшественницы». Его влюбленность была искренней и непритворной, но зарождалась она не без воздействия установки «войти в стан самых богатых».
Чаще всего возникает любовное чувство к человеку своего круга; здесь тоже проявляется влияние разумной установки. Вообще, когда говорят, что страсть сильнее разума и не подчиняется ему, то нужно бы добавлять при этом: если разум слаб.