Неопределенное половое влечение («томление плоти») может принять форму влечения к данному конкретному индивиду. Такое избирательное влечение бывает и у животных. У человека в процессе общественного развития на основе полового влечения возникает любовь, которую Дж. Б. Шоу определил как чудовищное преувеличение различий между одним человеком и всеми остальными.
Это самое загадочное и многогранное чувство, отличающееся длительностью, всеобъемлющим влиянием на поведение и тесной связью с другими чувствами: любовь возбуждает широкий спектр переживаний — от блаженства и восторга до горя, унижения, ревности, отчаяния и ненависти (неразделенная или обманутая любовь).
Любовь автоматически не вырастает из полового инстинкта. Если представить себе, что человек никогда не испытывал любви к брату, сестре, родителям, привязанности к друзьям, не имел опыта отношений в семье и коллективе, то вряд ли его половой инстинкт сам по себе перерос бы в любовь. «Очеловечивание» зоологического инстинкта достижимо лишь в человеческом обществе;
оно определяет конкретные формы включения этого инстинкта в системы межличностных отношений.
Огромная роль в воспитании чувств принадлежит искусству и художественной литературе. В частности, лирическая поэзия — наиболее яркая и эмоционально насыщенная форма передачи сокровенных любовных переживаний. В разных культурах, в разные эпохи эта передача имеет свои оттенки. Вот как выразил пленительность этого чувства Ф. И. Тютчев:
Но есть сильней очарованья:
Глаза, опущенные ниц…
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огонь желанья.
Любовная лирика разных народов имеет свой национальный колорит. «Тусклый огонь желанья» был бы неуместен, скажем, в персидских любовных двустишиях, создаваемых в совершенно ином ключе:
Целый город сердец можно купить одним быстрым взглядом из-под густых ресниц. Прошу тебя, не спеши овладеть моим городом.
Любимая вошла в мой шатер, и птица моего сердца в смятении. Свеча вставлена в фонарь, и мотылек горестно бьется о стекло.
Если ты станешь моим садом, к буду розой, а если ты станешь розой, я буду твоими лепестками. Если ты станешь кубком, я буду твоим вином, а если ты станешь вином, я буду каплей в твоем горле.
Интимная лирика воспитывает сдержанность и благородство, служит средством обогащения и филигранной шлифовки чувств.
В рассказе одного восточного писателя есть такой эпизод. Девушка из правоверной семьи и свободомыслящий юноша решили пожениться. Жених пришел к матери своей невесты:
— Я люблю вашу дочь.
— Ты любишь мою дочь?
— Да, люблю.
— А зачем тебе любить ее? Разве она тебе жена, что ты ее любишь? — искренно удивилась женщина.
В словах этой неразвитой и забитой женщины есть крупица жизненной правды. Пылание юных сердец — это лишь начало любви. Нужна проверка совместной жизнью под одной крышей, испытание общим трудом по созданию семьи и домашнего очага. Только тогда любимая становится по-настоящему родной и близкой, ее обида ощущается как своя собственная: если больно ей, то и самому больно. Недаром сказал Марк Твен: ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока он не проживет в браке четверть века.