Совершенствование личности в ходе общественного развития приводит к тому, что одной из первейших потребностей человека становится труд, а процесс труда превращается в источник положительных чувств. Кому случалось сделать своими руками какую-нибудь вещь, тому знакомо это чувство радости и душевного подъема, не доступное бездельникам.
Вот как описал М. Горький в автобиографической повести «Мои университеты» работу артели крючников:
«Под Казанью села на камень, проломив днище, большая баржа с персидским товаром; артель грузчиков взяла меня перегружать баржу.
…И тяжелые, ленивые, мокрые люди начали «показывать работу». Они, точно в бой, бросились на палубу и в трюмы затонувшей баржи,— с гиком, с ревом, с прибаутками. Вокруг меня с легкостью пуховых подушек летали мешки риса, тюки изюма, кож, каракуля, бегали коренастые фигуры, ободряя друг друга воем, свистом, крепкой руганью.
..Работали так, как будто изголодались о труде, как будто давно ожидали удовольствия швырять с рук на руки четырехпудовые мешки, бегом носиться с тюками ил спине. Работали играя, с той пьяной радостью делать, слаще которой только объятие женщины.
Я жил эту ночь в радости, не испытанной мною, душу озаряло желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания».
А ведь труд был подневольный, «на хозяина». И все же радость мускульного напряжения, ритм работы, дружные усилия всей артели, слияние с товарищами в рудовом порыве, глубокое, хотя, быть может, и не осознанное ощущение общественной полезности своего труда — все это вызвало у людей почти экстатическое состояние. Это было уже не просто сильное чувство удовольствия, а — по принятой нами классификации — почти аффект, «полубезумный восторг», как выразился М. Горький. Причина в том, что и в подневольном труде может быть реализован рефлекс свободы.
Конечно же, труд бессмысленный и бесцельный превращается в пытку и проклятие: бочка Данаид и Сизифов труд. А радость свободного труда в социалистическом обществе как нигде более полна и глубока. Первостепенное значение общественных условий трудовой деятельности, влияющих на эмоциональный настрой труженика, раскрыл В. И. Ленин в статье «Великий почин»: «Крепостническая организация общественного труда держалась на дисциплине палки…
Капиталистическая организация общественного труда держалась на дисциплине голода…
Коммунистическая организация общественного труда… держится… на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся…».
Свободный труд превращается в дело чести, и одна из основных характеристик личности — отношение к труду.