Цели и задачи темы: охарактеризовать основные периоды жизни семьи, показать психологические особенности каждого из них, сформировать представление о возможности преодолеть сложности каждого из периодов, способствовать выработке умений правильно построить взаимоотношения в семье.
Основные понятия: период жизни семьи; начальный период брака; семья, ждущая ребенка.
При подготовке к занятиям по теме «Особенности молодой семьи» учитель должен учитывать возможность угасания интереса учащихся к занятиям, так как создание собственной семьи кажется им делом довольно отдаленного будущего. Одной из возможных форм активизации учащихся на занятии может стать предварительное задание проинтервьюировать своих родителей, знакомых, близких родственников, имеющих достаточный стаж семейной жизни.
Примерные вопросы интервью: а) что было самым сложным и самым радостным в Вашей семейной жизни? б) возможна ли, по Вашему мнению, бесконфликтная семья? в) какой совет Вы бы дали молодым супругам?
В качестве внеклассной работы можно предложить просмотр и обсуждение художественных фильмов (по выбору): «Однажды 20 лет спустя», «Сцены из семейной жизни», «Молодые» — или документальных лент: «Дуэт», «Этюды о браке», «Молодожены», «Молодая семья», «…И счастья в личной жизни».
Основные вопросы темы и их краткое содержание. Супружество — новый этап развития любви
Вначале учитель может прочитать стихотворение Л. Татьяничевой «Три признания в любви»:
В праздничном блеске
Весеннего дня
Подруга мне говорила:
— Прекрасный возлюбленный
У меня.
Любит, как бог Ярила!
Летом,
В тени молодых ветвей,
С нею мы встретились снова:
— Хороший отец
У моих детей:
Душу отдаст
За любого.
Вьюга снегами поля замела.
С подругой мы вновь
Повстречались:
— Верного друга
Судьба мне дала.
Нам вместе и старость —
Не старость!
Иной, прочитав стихотворение Л. Татьяничевой, скажет: «Позвольте, да о любви ли оно? Лирическая героиня говорит о родительских чувствах своего супруга, о дружбе. Все это хорошо, но где же любовь?» А между тем стихотворение вовсе не случайно названо «Три признания в любви». Поэтесса сумела в нем рассказать об очень большом и сложном—о жизни любви, об эволюции и обогащении чувства в разные годы супружества.
Супружеская любовь, безусловно, отличается от того чувства, что приводит молодых людей в загс. Это естественно. Человек меняется, а с ним и его чувства. Ведь нельзя любить в 25, как в 15, а в 50 так же, как в 25 лет. Любовь видоизменяется, наполняется новым содержанием в каждый новый период семьи. Она, как река, вбирая в себя воды своих притоков, становится шире, полноводнее, глубже. К любви-страсти прибавляются выверенная годами дружба, взаимопонимание; супружеская любовь обогащается родительскими чувствами. Именно в супружестве люди начинают по-новому осознавать всю меру ответственности за любимого, за рожденных в любви детей. Любовь крепнет, если один супруг всеми силами души старается понять другого, увидеть, почему ему трудно, плохо, больно, грустно, обидно, и, чем может, старается помочь, облегчить жизнь, утешить. Доброе супружество, чуткое, понимающее, деятельное, всегда наделяет чувством защищенности и ни с чем не сравнимым ощущением уюта родного дома.
Молодым людям, создающим семью, предстоит на собственном опыте соприкоснуться с теми или иными проблемами совместной жизни. Зная это, есть смысл «подготовиться» к естественному ходу развития семейных отношений в разные годы супружества, попытаться сохранить, сделать глубже чувство своей любви, чтобы с годами любовь не обмелела.