Цели и задачи темы: показать влияние общества на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношений личности с семьей, трудовым коллективом и обществом.
Основные понятия: коллектив, коллективизм, взаимодействие.
Основные вопросы темы и их краткое содержание. Личность и общество
Личностью человек становится только в обществе и только благодаря обществу. Новорожденный не обладает никаким социальным опытом. В процессе прямого и косвенного общения с людьми он овладевает языком, орудиями и способами труда, методами познания и творчества. С самого рождения человек вступает (сначала неосознанно, а затем сознательно) в определенные отношения с людьми и тем самым приобщается к жизненному опыту, овладевает накопленной культурой, сложившимися традициями и др. У человека чуть ли не с рождения возникает могучая потребность в общении с другими людьми. Общаясь с другим человеком, мы познаем определенные качества этого человека — его доброту или нетерпимость, отзывчивость или грубость и пр., сравниваем его качества со своими, сверяем свои действия, поступки с тем, что ждут окружающие от нас самих, пытаемся понять их требования, почувствовать их переживания, уловить их мнения и настроения.
В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности. Человек не может жить без общества людей. Всегда и всюду люди живут в каких-то группах (семья, класс, школа, спортивная секция, дружеская компания и т. д.). Именно участие в таких группах дает возможность развить человеческие качества. В продолжительных и повседневных контактах люди научаются ценить друг друга, считаясь с индивидуальными особенностями каждого.
Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. А. С. Макаренко писал: «В мировой борьбе за человеческое счастье до наших дней считалась неразрешимой тема личности и коллектива. Нужно признать, что она не могла быть разрешена, пока самое понятие коллектива для мыслителей до Маркса было недоступно».
Коллектив — это группа людей, объединенных общими целями совместной деятельности. Люди в нем объединены деятельностью, явно полезной для общества. Взаимоотношения людей в коллективе устойчивы, носят характер взаимопомощи.
«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, только в коллективе возможна личная свобода…» — писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии».
Очень важно, является ли семья коллективом или нет. Ведь в ней закладывается фундамент развития и воспитания личности. Участие в коллективе и его деятельности является источником материального благосостояния человека, источником развития его способностей и потребностей.
Коллектив — частица общества, он неизбежно несет в себе политические, нравственные, эстетические и другие идеи общества, которыми личность руководствуется в своем поведении. Именно в коллективе формируются общественно значимые качества личности, и прежде всего коллективизм.
Коллективизм — это новый тип взаимоотношений людей социалистического общества, это чувство солидарности личности с коллективом, ставшее ее свойством. Он определяется единством целей личности, группы и общества. «Мы должны воспитывать коллективиста, т. е. человека, умеющего подчинить личное общественному»,— писала Н.К. Крупская. Коллективизм предполагает умение подчиняться общим решениям независимо от занимаемого положения, отстаивать ценность общественных идеалов в условиях конфликта и давления.
Ярче всего коллективизм формируется и проявляется в условиях трудовой деятельности, где формируется способность ставить общие цели выше личных, готовность прийти на помощь каждому из товарищей, умение совместно трудиться. Совместный труд предполагает коллективность в обсуждении всех основных вопросов, личную и коллективную ответственность, дисциплинированность, оптимизм. Рабочий А. Соловьев рассказывает: «Меня учили мыслить над деталью, передавали свой опыт, свое отношение к делу. Между прочим, тогда я даже удивлялся, почему ко мне так хорошо, так внимательно относятся. Сейчас я понимаю, что люди, которые учили меня, были не просто хорошими токарями. Они были еще и психологами, умели понимать душу человека. Они не только обучали мастерству, но и вырабатывали партийное отношение ко всему, с чем сталкиваешься в жизни…».
Взаимоотношения личности и коллектива многообразны: и коллектив влияет на личность, и личность влияет на коллектив. Чем человек духовно богаче, тем выше его авторитет и сильнее влияние на коллектив.
Коллектив в свою очередь способствует развитию индивидуально неповторимой личности. Ведь, как уже говорилось, именно коллектив заинтересован в том, чтобы каждый человек, входящий в него, максимально развивал свои способности и индивидуальность (здесь учителю уместно поставить перед учащимися ряд вопросов, с тем чтобы они попытались дать характеристику своего коллектива и подумали над тем, насколько сформировано у них чувство коллективизма).