Как уже говорилось, человек всегда является членом малых и больших групп и коллективов. От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими его людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Ни юных, ни взрослых зрителей не оставила равнодушными фраза из сочинения восьмиклассника Коли в фильме «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают». У каждого человека есть свое представление о счастье. Но каким бы оно ни было, оно обязательно включает в себя желание быть понятым самыми близкими и дорогими людьми. Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой — самой малой (он и она) и самой большой — группы, любого коллектива.
Психологический климат, или психологическая атмосфера,— это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой. Он является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Очень много составляющих у благоприятного психологического климата: преобладание в коллективе атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения людей друг к другу, духа товарищества, взаимопонимания, сплоченности, чувства защищенности и эмоционального благополучия каждого, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью, ответственностью и др.
Следует подчеркнуть, что здоровая психологическая атмосфера не дается коллективу кем-то и за что-то. Она вырабатывается самими членами коллектива и зависит от их усилий, от их воспитанности, от их культурного развития в личностной сформированности.
Как же создается атмосфера, в которой человеку и жить и работать психологически хорошо? Чтобы учащиеся лучше и легче поняли суть психологического климата, целесообразно сначала разобрать это понятие и его основные содержательные характеристики на примере жизни классного коллектива.
Как не похожи классы даже одной школы, даже одной параллели друг на друга! Дима Д., ученик X класса, так говорит о своем коллективе: «Наш класс демократичный, у нас нет никакой «элиты». Все примерно на равных и очень дополняют друг друга — один сильнее в одном, другой — в другом, но обид нет. Никто не навязывает своего мнения. Мы многое предлагаем и организовываем сами. Если кто-нибудь заболел, если трудно, помогут, всегда придут на помощь. У нас не бывает скучно. Считаю, что чем ярче в классе люди, тем ярче класс». Боря К., ученик другого X класса: «Наш класс состоит из людей, абсолютно не интересующихся друг другом и не стремящихся к общению. Каждый живет своей жизнью. Мы слишком разные, и увлечения у всех различные. Поэтому появляются компании, группки. Главная наша беда — деление класса на «актив» и «пассив», которому ничего не интересно. Что можно сделать? Ничего, если подобрался такой состав. В нашем классе каждый живет сам по себе. Я тоже. И не хочу, чтобы мне мешали».
Можно обсудить эти два высказывания с учащимися и попросить их, во-первых, определить характер психологического климата в каждом из этих классов и, во-вторых, подумать, чувствуется ли его влияние на этих ребят.
От чего же в основном зависит психологическая атмосфера класса? Психологическая атмосфера определяется прежде всего отношением человека к делу, ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом. В школе основное дело — это учение, основной труд — учебный (в широком понимании, включающий и учебно-производительный труд). Благоприятная атмосфера будет только тогда, когда каждый учащийся добросовестно, честно относится к своим обязанностям. Кому-то бывает трудно — это другое дело, но каждый должен отдавать все силы для достижения положительного результата в учении, труде, общественной работе и пр. Только тогда отношения будут на равных, только тогда возможно уважение каждого. С лентяем, недобросовестным человеком еще можно как-то мириться, но уважать его нельзя. Ведь нет никакой гарантии в том, что тот, кто не научился работать в школе, будет хорошо работать после ее окончания.
Учитель может вместе с классом разобрать понятие «добросовестное отношение к учебе». Почему такое отношение будет влиять на психологический климат? Можно провести аналогию с производственным коллективом.
Не только тот или иной характер отношения к учению, сложившийся в данном классе, но и удовлетворенность этой основной деятельностью во многом определяют настроение учеников. Она возникает только тогда, когда каждый добивается определенного успеха в овладении знаниями, чувствует заинтересованность одноклассников в его делах, ощущает их поддержку и сам, в свою очередь, готов прийти к ним на помощь. Степень успешности, естественно, может быть различной у каждого ученика: одни легко усваивают все предметы, другим лучше даются гуманитарные науки, третьим — естественно-математические. Возможны, конечно, и временные неудачи. Но главное — понимать, быть уверенным, что каждый сам или с помощью других — учителей, товарищей — может справиться с возникшими трудностями, усвоить материал, предусмотренный программой.
Естественно, что для школьников значима не только учебная деятельность, но и общественная. Мера включенности каждого в общественную жизнь класса, школы также во многом определяет психологический климат коллектива. О благоприятном психологическом климате можно говорить тогда, когда все — и девушки и юноши — на равных участвуют в выполнении каких-то общих дел, когда есть постоянная сменяемость актива, когда у каждого есть чувство личной ответственности за порученное всему классу дело, когда ученики сами ищут полезные дела, а не ждут указаний. Именно этим определяются деятельное или созерцательное, целеустремленное или анархическое отношение к делам; серая, будничная или приподнятая, эмоциональная атмосфера в классе.
В тех же случаях, когда самоуправление не развито, когда активна только часть класса, часто одни и те же ученики, а остальные находятся в позиции пассивных наблюдателей или критиков, часто и у тех и у других возникают чувства неудовлетворенности, обиды, иногда возмущения и зависти. Эти отрицательные переживания, постепенно накапливаясь, приводят к созданию неблагоприятного психологического климата, который характеризуется агрессивным отношением друг к другу или, наоборот, подавленным настроением членов коллектива.
Можно предложить учащимся разобрать какое-нибудь конкретное мероприятие класса именно с точки зрения того, каким настроением сопровождалось его выполнение (и почему). Или обсудить, как и зачем А. С. Макаренко организовывал мажорный тон в коллективе.
На формирование психологического климата влияет не только отношение к делу, к труду, но и то, как каждый член группы, класса относится к себе и к другим людям.
Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии: или жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это проявляется в его настроении. Причем у каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон настроения. И мы про одного говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в определенной ситуации может быть и печальное, и подавленное настроение, другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть радостным, оживленным. Настроение одного человека очень часто передается другим людям, с которыми тот общается, работает, учится. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением, у которого отрицательные эмоциональные переживания возникают без каких-либо существенных объективных причин, распространяет это свое состояние на других людей, с которыми он контактирует. В результате в группе может возникать общее подавленное настроение. Поэтому для общего психологического состояния группы или коллектива далеко не безразлично, какое настроение у каждого из его членов. На Востоке сохранилась традиция, по которой человек не имеет права демонстрировать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. В нашей культуре нет такой традиции, но, по-видимому, каждый должен стремиться к тому, чтобы приходить в группу, коллектив с хорошим настроением, доброжелательной улыбкой, с радостью; помнить, что от него во многом зависит настроение окружающих его людей.
С другой стороны, всем известно, что постоянно выраженная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении своих чувств, даже положительных, мажорных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляя их и вызывая часто раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует настроению других. Поэтому важен не только характер эмоционального состояния человека, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления.
На общую атмосферу в группе (классе) большое влияние оказывает степень уверенности человека в себе. Трудно бывает не только с самоуверенным человеком, но и с неуверенным, постоянно сомневающимся и в своих силах, умениях, и в успехе общего дела. В классе при этом может создаться нервозная обстановка.
Мы остановились только на некоторых характеристиках отношения человека к себе, которые оказывают влияние на психологический климат. Можно предложить учащимся подумать, какие еще аспекты отношения к себе будут иметь значение в создании благоприятного психологического климата.
Уважать достоинство другого человека так же, как свое,— дело очень трудное, особенно при постоянном общении. Неудачная шутка, слишком резкая критика, обидное прозвище — все эти явления, конечно, встречаются в каждом классе. Вопрос в том, какова степень их проявления.
По-видимому, здесь может помочь способность человека ставить себя на место другого человека («Мне не нравится, когда меня критикуют при посторонних, а что делаю я?», «Мне не нравится, когда меня называют не по имени, а прозвищем, я расстраиваюсь и переживаю. А почему же сама так поступаю?»). Если требования по отношению к другим намного превышают те требования, которые человек предъявляет к себе, то возникает напряженность, конфликтность отношений, взаимные упреки, т. е. все то, что вызывает нарушение здорового психологического климата. Важный показатель культуры взаимоотношений — умение объективно оценить себя, свою позицию. Никогда не нужно бояться признать свои ошибки и упущения.В классе такое несоответствие критики и самокритики часто наблюдается во взаимных оценках между мальчиками и девочками. Девочки чаще, чем мальчики, дают негативные характеристики другим людям, особенно мальчикам. Они предъявляют часто максималистские требования к сверстникам, характеризуя их с позиций имеющихся у них «романтических» идеалов.
У одних старшеклассников интерес к внутреннему миру другого человека, способность распознать его переживания может быть развита меньше, чем у других. Такое несоответствие понимания личности другого человека при отсутствии общих с ним дел, интересов может привести к серьезным нарушениям во взаимоотношениях одноклассников и соответственно к формированию неблагоприятного психологического климата.
Таким образом, прежде всего на психологический климат в группе, классе, коллективе влияют следующие моменты: отношение к делу, отношение к себе и к другим.
А семья, семейный коллектив? Можем ли мы говорить, что эти три вида отношений и здесь имеют такое же значение? Да, поскольку семья — тоже коллектив, выполняющий важную социальную функцию воспитания молодого поколения и обеспечения личного счастья людей, что требует взаимной моральной ответственности и действенной взаимопомощи. Психологический климат в семье формируется по тем же законам, как и в любой другой группе. Но в семье дело обстоит гораздо сложнее: здесь люди проводят большую часть своей жизни, они связаны друг с другом наиболее интимными чувствами и отношениями. Ни в какой другой общности людей благоприятный психологический климат не бывает так важен, как в семье, и именно он лежит в основе семейного счастья.
Прежде чем говорить об особенностях формирования семейного психологического климата, остановимся на следующем вопросе: какие же они, счастливые семьи?
У Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина» написано: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Верно ли это? Действительно ли так однообразно человеческое счастье?
Учитель может провести с учениками небольшую дискуссию по этому вопросу, но итогом этой дискуссии должен быть вывод о том, что счастье всегда разнообразно, индивидуально и секреты семейного счастья в разных семьях разные.
Для дискуссии можно предложить учащимся прочитать рассказ А. Гайдара «Голубая чашка» или повесть 3. Журавлевой «Кувырок через голову» (Нева, 1982, № 1) или, по выбору учителя, какое-либо другое современное произведение, в котором описывается жизнь благополучной семьи. Индивидуальное выражение этого благополучия может быть различно и не для каждого приемлемо, но при этом должно присутствовать общее — взаимная любовь, терпимость, уважение друг к другу и т. п.
Не случайно на первое место мы ставим любовь. Именно любовь рождает «родство душ» («…есть чувства, мысли и догадки, о которых говоришь только любимой женщине и не скажешь никому больше» — М. Горький), стремление постоянно заботиться о другом, делать так, чтобы было хорошо другому, жить его радостями, разделять и облегчать его горести и печали. И это стремление стать «частью другого» есть счастье любви. Семья, где живет и расцветает такая любовь,— величайшее чудо, к которому человек стремится и которое надо беречь как самый драгоценный дар жизни.
На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Не случайно Л. Н. Толстой писал: «…будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Не легкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женой,— но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему — эти-то отношения главное…».
Благополучие семьи определяется и такими качествами ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять на себя ответственность в трудных вопросах, умение отнестись к себе более критически, чем к супругу (супруге). Социальные психологи исследовали особенности отношения к себе и супругу (супруге) в семьях благополучных и неблагополучных. Ими получен интересный факт: у супругов, удовлетворенных своим браком, самокритичность выше, чем критичность по отношению к партнеру. У супругов, не удовлетворенных своим браком (неблагополучные семьи), критичность к мужу (жене) превышала самокритичность. Этот факт, очевидно, можно объяснить тем, что, когда человек любит кого-то, он становится внимательным к любимому, терпимо относится к его недостаткам и бросается на помощь, когда это необходимо.
Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов. Совсем не обязательно, чтобы у мужа и жены были одинаковые увлечения, интересы, важно, чтобы они оба считались с этими увлечениями и интересами, проявляли бы к ним внимание. И, пожалуй, главное, что учителю следует подчеркнуть: счастливой по-настоящему может быть только та семья, где супруги живут большими общественными интересами и запросами. Эгоистическая, обывательская устремленность не приносит людям счастья. Счастье личности вне общества невозможно. Счастье — это всегда ощущение полноты своих духовных и физических сил, в их общественном применении. Замечательный русский художник И. Н. Крамской справедливо отмечал, что «все существование человека не может быть наполнено только личным счастьем, или, лучше сказать, личное счастье человека тем выше и лучше, чем серьезнее и глубже захватывают его общие интересы и чем менее встречает он в близком себе существе противоборствия в этой потребности».