X

Личность и семья

Семья — ячейка общества. Общая для всех членов семьи деятельность— обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание граждан нашего общества. Причем семья — наиболее доступная для нашего человека область человеческого счастья, его достижения. Человеческое счастье необходимо для общества, его здоровья, и поэтому оно социально ценно.

Внутренняя сплоченность современной семьи зависит в основном от психологических причин. Одна экономическая и хозяйственная взаимозависимость недостаточна для сплочения семьи, в отличие от прошлого. Ведущую роль здесь играют семейные связи, основанные на любви, стремлении супругов к гармоничным отношениям, на единстве взглядов на главные вопросы жизни всех членов семьи, на взаимопонимании, уважении, взаимной ответственности и предупредительности, на единстве требований, предъявляемых всеми взрослыми членами семьи к детям.

Семья, таким образом, имея свою специфику, является вместе с тем формой коллективной жизни, и поэтому к ней можно с полным правом отнести слова «Манифеста Коммунистической партии» о коллективе, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Семью создают два человека, каждый из которых имеет свое «я», свою индивидуальность. Семья объединяет «я» в «мы», «мое» — в «наше». При этом необходимо такое единство, в котором, с одной стороны, семейные интересы, естественно, выступают на первом плане, но, с другой — сами интересы семьи непременно включают в себя удовлетворение личных интересов каждого из ее членов. Именно этот качественный скачок, связанный с переходом «я» в «мы», должен стать для людей, создающих семью, источником радости и удовлетворения. Однако он вместе с тем составляет главную психологическую трудность в жизни семьи, поскольку жизнь в семье требует от человека душевности, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами, радостями, заботами. И здесь все решает направленность личности, ее ведущие мотивы: коллективистические или эгоистические, направленные на взаимное духовное обогащение или на потребление и т. д.

Умеет ли понимать человек другого человека, осознает ли свои недостатки, работает ли над их устранением — все эти вопросы, от которых зависит счастье в браке, объединены в одном — насколько человек стал личностью, насколько он умеет отдавать и есть ли ему что отдавать в духовном плане?

И формирующееся отношение ребенка к другому человеку, к другим людям определяется отношением прежде всего родных и близких к нему самому. Под влиянием этих отношений формируется и его самосознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно употреблять различные предметы, играть, учиться, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому. В общении со старшими ребенок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среды. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере. В раннем детстве формируется исходное доверчивое отношение к миру и людям либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Исследования показывают, что чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты, придавая каждому человеку особый стиль отношений с другими людьми.

Семья — первая школа общения для ребенка. Поэтому так важно создать в семье атмосферу доверия, взаимной заинтересованности. Вдумаемся в рассуждения В. Г. Белинского: «Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости… Ничто так ужасно не действует на юную душу, как холодность и важность, с которыми принимается горячее излияние ее чувства, никто не обливает ее таким умертвляющим холодом, как благоразумные советы и наставления там, где ожидает она сочувствия. Обманутая таким образом в своем стремлении раз и другой, она затворяется в самой себе, сознает свое одиночество… в ней развивается эгоизм… Если же не это, может случиться другое: индивидуальность человеческая по своей природе не терпит отчуждения и одиночества, жаждет сочувствия и доверенности подобных себе,— и дети сдружаются между собой, составляют род общества, имеющего свои тайны, общими и соединенными силами скрываемые, что никогда до добра не доводит».

Коротко следует остановиться на вопросе о том, что такое межличностные отношения в семье (отношения взрослых членов семьи друг к другу, взрослых к детям, детей к бабушке и дедушке, отцу и матери, друг к другу) и как они влияют на самочувствие всех членов семьи; привести примеры разных вариантов этих взаимоотношений; сказать, что в дальнейшем мы рассмотрим более подробно особенности межличностных отношений в семье, когда будем говорить о психологическом климате семьи.

Итак, воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Еще Л. Н. Толстой предупреждал, что ребенок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. Часто бывает, что супруги забывают о необходимости своего самовоспитания и спохватываются только тогда, когда дети становятся взрослыми. «Уже не в том ли действительно корень трагедии «отцов» и «детей», что даже самые лучшие «отцы» стараются только передать «детям» накопленное добро, тогда как «дети» рвутся на поиски новых ценностей? Уж не потому ли возникают эти тяжелые разлады, что «отцы» старались развивать «детей», сами утратя святую способность к развитию? Загляните в свою душу, отцы!».

Мы уже говорили, что коллективизм — наиболее существенное качество личности советского человека. Работа по воспитанию у детей коллективизма вместе с тем является и одной из основных линий подготовки их к будущей семейной жизни, так как очевидно, что коллективизм — одно из необходимейших качеств семьянина. А. С. Макаренко писал, что, воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении, формируем его готовность к семейной жизни.

Семья, таким образом, имеет огромное значение для формирования личности ребенка. Но ребенок растет, он постепенно вступает в общение со многими другими людьми — взрослыми и сверстниками, он становится членом других коллективов — класса, комсомольской группы, компании, которые также влияют на формирование его личности. К старшему школьному возрасту у человека уже сформированы основные качества его личности и наступает время, когда он за все свои поступки, мысли и чувства отвечает только сам. Мы не случайно много говорили о качествах, которые характеризуют развитую личность, и одно из главных среди них — умение принимать ответственность на себя, отвечать за все, что сделал, не перекладывая своей вины на другого. И надо понимать, что сначала семья формирует ребенка, а затем выросший ребенок оказывает свое влияние на семью.

Здесь уместно провести беседу с ребятами: большие ли у них семьи, как они относятся к старшим и младшим братьям или сестрам, помогают ли дома родителям, делятся ли со взрослыми своими переживаниями, мыслями, знакомы ли родители с их друзьями, бывают ли друзья в доме, как себя чувствует бабушка или дедушка, знают ли ребята друзей родителей, как они представляют себе основные обязанности, трудности, успехи родителей на работе и т. д.

Заканчивая этот раздел, необходимо подвести учащихся к мысли о том, что они должны серьезно задуматься над собой, что от того, какой сформируется их собственная личность, будет зависеть их жизнь, счастье будущей семьи и будущих детей.

admin:
Еще статьи