Общение — очень широкое и многоплановое понятие. Когда мы читаем книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и, наоборот, писателя с читателем. Смотрим спектакль, выступаем с лекцией, говорим по телефону, разговариваем с друзьями — все это общение. А как понять выражение «общение человека с природой»? Как можно заметить, во всех этих случаях проявляются различные аспекты этого явления. Поэтому, говоря об общении, различают прямое и косвенное, непосредственное и опосредствованное общение.
Можно разобрать с учениками три варианта общения: непосредственное («лицом к лицу»), «общение по телефону», «общение в письмах» — по следующей схеме: чем отличаются эти три ситуации с точки зрения характера общения? Какие особенности личности больше проявляются в разных случаях? Правильно ли будет считать «общение по телефону» «облегченным» вариантом общения и почему он получил сейчас такое широкое распространение? Что требует от человека «общение в письмах»? Можно напомнить учащимся глубокую, полную чувств переписку П. И. Чайковского и фон Мекк.
Человек живет, работает и при этом не только активно познает окружающий мир, воздействует на него, но и переживает определенное отношение к нему. Одни события его волнуют, к другим он равнодушен, одних людей он любит, других — ненавидит, к третьим испытывает неопределенные, неясные для него самого чувства. Отношение человека—это особое эмоциональное состояние. Отношение и общение — взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Эмоциональное состояние — отношение — более или менее явно проявляется в поведении человека, его мимике, жестах и т. п. Однако не всегда внешнее поведение соответствует внутреннему отношению. Поэтому нельзя судить о глубине переживаний человека по степени их внешнего проявления. Например, иногда очень глубоко чувствующие люди стараются не проявлять внешне своих переживаний, а иногда, в особо тяжелых ситуациях, и не могут.
Уже стали хрестоматийными примеры, которые описывают способы демонстрации мальчиками-подростками своих симпатий к девочкам (дерганье за косички и т. п.). А в более старшем возрасте?
Учитель может попросить учащихся самим привести примеры несоответствия общения и отношения.
Наибольший интерес из всех видов общения представляют собой, естественно, межличностные отношения, т. е. процесс непосредственного общения человека с человеком.
Межличностные отношения—это именно те отношений, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими людьми. Межличностные отношения являются сущностью общения, своеобразным результатом его. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на него, определяя содержание общения.
Поэтому в зависимости от того, какой именно аспект данной проблемы рассматривается, употребляются понятия «общение» или «взаимоотношения». Рассмотрим их подробнее.