Социально-экономические основы семьи

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Семья является продуктом исторического развития. Каждая общественно-экономическая формация имеет только ей присущие брачно-семейные отношения. Развитие семьи определяется характером производственных отношений. Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин также отмечал, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения.

Появление ныне существующей моногамной (единобрачной) формы семьи связано прежде всего с утверждением частной собственности. Единобрачие постепенно зарождается еще при первобытнообщинном строе вместе с зарождением частной собственности. Моногамной семье предшествовал парный брак. Он представлял собой одну брачную пару, но был еще очень непрочен, легко расторжим как женой, так и мужем. Это объясняется следующими обстоятельствами. Дети от этого брака по-прежнему оставались в материнском роде. Парная семья не имела своего хозяйства. Хозяйственной ячейкой оставался род в целом. Дальнейшее разделение труда, повышение его производительности привело к тому, что парная семья постепенно становится самостоятельной хозяйственной ячейкой рода. Род уступает место моногамной семье. Она уже существенно отличается от прежней семьи. Если в первой семье все добытые продукты делились поровну, то в моногамной семье уже существует имущественное неравенство. Все имущество стало принадлежать мужу—главе семьи. Влияло на появление новой семьи и развитие культуры.

Если в тот период брак пока еще закреплялся и поддерживался общественным обычаем, то с появлением классового общества и государства он закрепляется, поддерживается и регулируется правовыми нормами, государством, церковью.

Моногамия имеет свои особенности в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах. Социалистическая моногамия принципиально отличается от семьи в эксплуататорских обществах.

Для рабовладельческого строя характерно то, что моногамная семья была в основном семьей рабовладельцев; большинство рабов не имело семьи, так как это было невыгодно их владельцам. Семья рабовладельца выполняла не только функции воспроизводства населения, экономическую, воспитательную, она, кроме того, активно участвовала в управлении государством, пополняла армию, т. е. ей была присуща и политическая функция. Непосредственными исполнителями некоторых функций семьи были рабы: домашний труд, уход за детьми и т. д. Рабовладельческая моногамия имела весьма разнообразные формы. Афинская моногамия была классической формой единобрачия. Девушки здесь получали более ограниченное, чем юноши, образование: их учили шить, прясть и немного читать и писать. Жизнь женщины вообще была замкнутой, проходила главным образом в обществе других женщин и на женской половине дома. И все же здесь положение жены было не столь унизительным, как в других обществах.

В ряде стран глава патриархальной семьи был безраздельным господином всех ее членов, имел наложниц-рабынь, т. е. был фактически в многобрачии. Семьи ремесленников и других категорий свободных жителей разительно отличались от таких семей своей бедностью, забитостью. Но и здесь господство главы семьи было безраздельным.

В феодальном обществе господство главы семьи не было столь деспотичным. Браки были сословными, определялись знатностью, происхождением жениха и невесты. Жена феодала нередко ведала хозяйством. А сам феодал, как правило, был занят на службе у короля, герцога и пр. Крепостных крестьян вместе с семьей прикрепляли к участку земли. Крестьянская семья являлась производственной ячейкой общества. Ей была присуща глубокая патриархальщина — безраздельная власть над ее членами главы семьи. А над ним такая же власть феодала. Часто именно по его указке женили, выдавали замуж. В семью брали новую работницу, учитывалось приданое, а чувства жениха и невесты шли в расчет в последнюю очередь или вовсе не учитывались. Чтобы выжить, все члены семьи — от малого до старого — вынуждены были заниматься изнурительным трудом с утра до ночи.

Капитализм явился дальнейшим этапом в развитии частной собственности. Здесь зависимость брака от экономических отношений проявляется особенно ярко. «Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям»2. В основе всех отношений в буржуазной семье в конечном счете лежат денежные расчеты. Супружеская любовь, любовь родителей к детям и детей к родителям, взаимоуважение, общность интересов — все эти и другие моральные факторы имеют второстепенное значение.

Конечно, нельзя все представлять в упрощенном виде, так как в семейных отношениях много разнообразных нюансов, переходных положений. И в буржуазном обществе заключаются браки по любви. Но этому благородному чувству приходится выдерживать немало испытаний. Дело в том, что во всех общественно-экономических формациях, где господствует частная собственность, семья держится, как правило, на угнетенном положении женщины, на ее экономической зависимости и юридическом бесправии. Все это поддерживается церковью и собственнической моралью. В Своде законов Российской империи (статья 107) говорилось: «…жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность». Вспомните, что и в настоящее время почти во всех капиталистических государствах юридически закреплено неравноправное положение жены по сравнению с мужем. В ряде штатов США муж пользуется исключительным правом собственности на имущество. Право управления имуществом предоставлено мужу в Японии, Швейцарии, Португалии, Бразилии и других странах. Словом, в капиталистическом обществе моногамия служит «способом закрепления за семьей накопленных ею богатств и передачи их по наследству строго определенным лицам (детям, другим близким) и в строго определенном порядке. Частнособственнические интересы предопределяют способы формирования семьи, порядок взаимоотношений между ее членами, задачи и функции семьи в этом обществе».

Правда, капитализм порождает и новую тенденцию, которой не было в рабовладельческом и феодальном обществах. Здесь уместно поставить вопрос классу: как при капитализме изменилось положение женщины в сфере производства? Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что крупная промышленность, нуждаясь в рабочей силе, широко вовлекает женщин в общественное производство. Женщина становится объектом эксплуатации капиталиста. Однако работа на предприятии дает ей известную экономическую независимость по отношению к мужу. И это подрывает одну из основ частнособственнической моногамии.

Необходимо иметь в виду и следующее. В буржуазном обществе, кроме семей эксплуататорских классов, имеются семьи трудящихся. Подвергаясь эксплуатации, они в подавляющем большинстве не являются частными собственниками. Такие семьи напоминают уже моногамию, характерную для семьи социалистического общества. В буржуазном обществе развитие таких семей тормозится неравенством мужчины и женщины, двойной моралью, антагонизмом классов, расизмом, эксплуатацией (особенно женского труда), атмосферой конкуренции, отношением к человеку как к товару и т. д.





Комментарий к статье