Но совершенно очевидно, что как бы разумно ни планировали молодые супруги свои траты, если они не получили в своих семьях ранее хотя бы элементарных навыков хозяйствования, то вряд ли им будет легко освоить эту сложную науку. Не секрет, что у одной хозяйки продукты никогда не портятся, все пускается в дело, из небольшого количества продуктов она всегда сумеет приготовить массу дешевых и вкусных блюд, а другой вечно не хватает то одного, то другого для приготовления обеда, черствеет хлеб, прокисает суп.
Быть хорошей хозяйкой — целая наука, которую нельзя познать быстро, тут важно иметь умелые и ловкие руки, знать множество маленьких секретов. Всем этим умениям и навыкам есть смысл овладевать с детства, внимательно приглядываясь к тому, что и как делает мама. Не грех завести и книгу, куда записывать рецепты и советы, собирать вырезки под рубриками «Домашнему мастеру», «Маленькие хитрости», «Хозяйке на заметку». Причем все это относится не к одним только девушкам, но в равной мере и к юношам. Если уж на то пошло, то во все времена самыми талантливыми поварами были мужчины.
А как пригодится каждому умение шить и вязать, чинить бытовую технику…
У всех народов всегда ценилось умение рукодельничать. Задолго до свадьбы девушка готовила себе приданое: шила, ткала, вязала. В красный уголок вешались лучшие вышивки, сделанные руками хозяйки.
Рассказывая о быте русских северных деревень, Василий Белов в книге «Лад» пишет: «Каждый дом (подворье) имел некий центр, средоточение, нечто главное по отношению ко всему остальному в нем. Этим средоточением, несомненно, всегда был очаг, то есть русская печь, не остывающая, пока существует сам дом и пока есть в нем хоть одна живая душа.
Каждое утро на протяжении веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить русского человека: с этим огнем связана вся его жизнь. Родной дом существует, пока тепел очаг, это тепло равносильно душевному. И если есть в мире слияние незримого и физически ощутимого, то пример родного очага идеальный для такого слияния».
К чему, спросите, вспоминать сейчас о русской печи, когда большинство из нас живет в благоустроенных современных квартирах, когда все шире развивается сфера обслуживания? Да потому, наверное, что и теперь, как и прежде, домашний очаг одаривает нас не только хлебом насущным, но несет нам нечто другое — духовное.
Ведь готовя обед, хозяйка или хозяин не только думает о том, чтобы утолить чувство голода своих домочадцев. Она (или он) еще и проявляет заботу о своих близких, старается угодить на все вкусы, доставить радость пирогами, удивить новым салатом. И, думая обо всем этом, тем самым заботится о семейном климате. Наверное, сидя за семейным чаем, легче расслабиться, отдохнуть душой и телом от трудного дня всем членам семьи.
С малых лет воспитывая трудом, семья способствует развитию в ребенке качеств гражданина. И государственный принцип, ставший столь актуальным сегодня, «экономика должна быть экономной» закладывается прежде всего в отчем доме. Именно в нем приобретается умение ценить чужой труд и вещи, им произведенные, развиваются навыки и способности рачительного хозяина, появляется вкус к работе, сделанной на совесть. Здесь уместно процитировать строки, написанные журналисткой Ларисой Кузнецовой: «Быт неизменно упирается в психологию, в мораль, в нравственность. Хозяйственные стороны нашего быта приобретают окраску высокой педагогики и истинного воспитания чувств. И к этому надо отнестись со всей серьезностью, потому как, перешагнув какой-то невидимый барьер, отделяющий разумный критицизм быта от излишнего его охаивания, мы можем подойти к опасности утраты одного из драгоценнейших качеств человека — способности нежно и преданно заботиться о других. Это качество выращивается в семье, в домашности. Не всякую заботу о друге можно передоверить машине или даже приглашенному из бюро добрых услуг постоянному человеку. Не всякая машина и не всякий человек могут воспроизвести тот сложный комплекс сострадания, участия и отзывчивости, который может дать только близкий человек другому близкому…».
Заканчивая урок, можно обсудить с классом проблему карманных денег. Учитывая, что этот вопрос довольно деликатный, стоит задавать его не «в лоб» (Есть ли у вас карманные деньги? Сколько вам выдают на расходы? И т. д.), а предложить учащимся своеобразную педагогическую миниконференцию. Учитель обращается к классу со следующими словами. В семейной педагогике есть еще достаточно неразработанных проблем, которые волнуют и родителей, и учителей. Такова и проблема: дети и деньги. Исходя из собственного опыта, своих представлений о том, как она должна решаться в семье, попытайтесь дать обоснованные ответы на следующие вопросы (они могут быть заранее написаны на доске):
1. Нужно ли давать детям деньги на карманные расходы? Сколько, с какого возраста?
2. Следует ли контролировать расходы ребенка? Каким образом?
3. Как должны относиться родители к копилке ребенка?
В развернувшейся дискуссии учитель попытается, в случае необходимости, скорректировать неверные представления, провести педагогически правильную линию.
В разных семьях по-разному происходит приобщение детей к финансовой стороне жизни семьи. В одних — дети становятся полноправными членами «финансового совета», участвуя в планировании семейного бюджета. В других — им доверяют на какой-то промежуток времени стать семейным казначеем: не только планировать траты, но и реально руководить ими в течение, скажем, зимних каникул. В некоторых семьях принято составлять письменные заявки на желаемые приобретения. Но и в одном, и в другом, и в третьем случаях родители считают необходимым выделять детям небольшую сумму на мелкие расходы. Это приучает к соотнесению своих желаний с возможностями, учит бережливости и… щедрости (копил сын себе на мопед, а сделал маме подарок к дню рождения). С младшими детьми, видимо, есть необходимость анализа: на что истрачены деньги? Со временем контроль уступает место доверию. С возрастом сумма карманных расходов растет, родители договариваются со взрослеющими детьми о том, что на эти деньги будут, скажем, приобретаться школьно-письменные принадлежности или пополняться коллекция марок.
Учителю необходимо показать, что сугубо, казалось бы, практический вопрос — как, когда и на что тратить деньги — прямо и непосредственно соотносится с проблемами нравственного воспитания: как воспитать в ребенке потребность делать людям добро? как сочетать бережливость и щедрость? как научить разумно моделировать свои потребности? как формировать уважение к заработанному рублю, но не воспитать при этом скаредность, скопидомство? как пробудить желание самостоятельно заработать деньги? как не пропустить нечестность в растущем человеке?
Кроме того, может быть проведена ролевая игра, где юношам и девушкам, разбитым на «супружеские пары», предлагается согласовать семейный бюджет, исходя из заранее оговоренной суммы доходов, типичной для молодой семьи.