Социальная готовность к браку

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Достаточно ли для счастья семьи того, что люди, решившие стать супругами, любят друг друга? Комментируя ответы учащихся, учитель подводит класс к выводу, что одно чувство — необходимое, но еще недостаточное основание для вступления в брак. Молодые люди должны иметь определенный уровень социальной, психологической, нравственной готовности к созданию семьи.

Сам факт введения в школьные программы курса этики и психологии семейной жизни — свидетельство того, какое большое значение придает государство формированию готовности молодежи к созданию прочной, счастливой семьи. Цель курса — дать юношам и девушкам сумму знаний, столь необходимых для создания семьи. Но достаточно ли их для счастья? Можно ли считать, что, прослушав курс, девятиклассники будут готовы к сложным ролям супругов, родителей?

Этот вопрос следует обратить классу, дополнив его следующим: «Как вы считаете, чего вам еще не хватает, чтобы быть готовыми к созданию семьи?» Этот же вопрос может быть задан в иной форме: «Что значит, по-вашему, готовность к браку? Когда человек может считать себя созревшим для вступления в брак?» Наконец, можно спросить учащихся: «Над чем нужно подумать, принимая решение о создании семьи?» Предложенный учащимися перечень тем для размышления укажет учителю, на что следует обратить внимание в разговоре с классом, так как уровень вопросов покажет имеющиеся представления и степень нынешней зрелости учащихся.

Наверное, одно из первых условий готовности к браку — это физиологическая зрелость жениха и невесты. И хотя брачный возраст для большинства народов, проживающих в нашей стране, обозначен 18 годами (в Украинской и Узбекской ССР для девушек установлен брачный возраст в 17 лет), это вовсе не значит, что все восемнадцатилетние готовы к браку. Даже при нынешней акселерации среди 18—19-летних есть еще недостаточно созревшие в физическом и физиологическом отношении юноши и девушки. У многих развитие происходит скачками, а сердечно-сосудистая система не поспевает за увеличением роста и массы тела.

Для юношей, чей организм не достиг нужной степени зрелости, ранний брак нежелателен, но особенно нежелателен он для физиологически незрелой девушки, так как ее физическое состояние во многом определяет здоровье будущих детей.

Поскольку возраст — довольно точный показатель физической зрелости, то достижение брачного возраста — непременное условие для заключения брака.

Брачный возраст может быть снижен, но не более чем на два года. Правом снижения брачного возраста наделены исполкомы районных (городских) Советов народных депутатов. Как правило, к снижению брачного возраста прибегают тогда, когда молодые люди вступают в интимные отношения и ждут ребенка. В защиту интересов несовершеннолетней матери и ее ребенка законодательством и предусмотрена возможность снижения брачного возраста.

Осознание правовой основы брака — одно из существенных условий здоровой и счастливой семьи. Какие же основные законы регулируют брачно-семейные отношения в нашей стране? Этот вопрос может быть обращен к классу. Дополняя и корректируя сказанное учащимися, учитель подчеркивает, что советское законодательство опирается на нравственные нормы нашего общества. Здесь же уместно привести слова К. Маркса: «Никто не принуждает к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак».

Брак в СССР подлежит обязательной регистрации в отделах записи актов гражданского состояния (загсах). Только такой брак признается в нашей стране действительным, лишь он порождает права и обязанности супругов и находится под защитой государства.

Нормы советского законодательства создают благоприятные условия для возникновения и развития семьи и семейных отношений. Знать правила закона и соблюдать их — значит сознательно относиться к укреплению семьи.

При регистрации брака жених и невеста подают в отделы загса заявление. Для заключения брака необходимо два условия: взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Закон устанавливает перечень вопросов, на которые будущие муж и жена должны дать ответ в своих заявлениях.

В соответствии с законом брак регистрируется не ранее чем через месяц после подачи заявления в загс. За этот срок будущие супруги имеют возможность еще раз продумать свое решение о вступлении в брак. Статистика подтверждает большое значение установленного законом срока. По данным загсов, значительная часть молодых людей, подавших заявления, не являются для регистрации брака или забирают заявления.

Законом предусмотрена возможность сокращения или увеличения этого срока по уважительным причинам. В своем заявлении в загс молодые люди должны подтвердить, что к вступлению в брак не имеется препятствий, указать, состоял ли каждый из них в браке и имеются ли у него дети. В законе указан и перечень препятствий к заключению брака: не допускается заключение брака с лицом, уже состоящим в другом браке; невозможен брак между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям; между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными (удочеренными); закон не допускает заключения брака между лицами, из которых одно признано в судебном порядке недееспособным по причине душевной болезни.

Небезынтересным может оказаться обсуждение проблемы омоложения браков. Обсуждая с учащимися проблему возраста, оптимального для создания семьи, учитель подводит их к мысли о том, что в наше время резко изменился социальный статус человека. В патриархальной семье раннее замужество было вызвано экономической выгодой иметь еще одного работника. В настоящее время женщины начинают активно выходить замуж в 18 лет, а мужчины жениться — в 21 год.

Надо заметить, нынешняя молодежь сталкивается с реальным противоречием между юридически установленным брачным возрастом, учитывающим в первую очередь физическую зрелость будущих супругов, и их социальной зрелостью, наступающей сегодня значительно позже. Если физическая зрелость — понятие довольно четко определяемое, то критерии социальной готовности к браку много сложнее.

Социальная зрелость не связана с каким-то определенным возрастным рубежом, она зависит от многих факторов. Встречается и раннее взросление и затянувшаяся социальная инфантильность. И все-таки мы говорим о существовании определенных, принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи. В первую очередь, это завершение среднего образования, приобретение той или иной профессии, начало самостоятельной трудовой деятельности. Для юношей немаловажным является и окончание срочной службы в рядах Советской Армии.

Нередко поспешность в заключении брака иными людьми вызвана неумением, а порой нежеланием справиться с нахлынувшими ощущениями, связанными с половым созреванием, с первой, ранее неведомой, чувственностью. Поддавшись нахлынувшим эмоциям, юноши и девушки спешат заключить брак, чтобы скорей познать физическую любовь. Нетерпение чувств свойственно молодости, но не в этом ли причина участившихся разводов, большая часть которых падает именно на молодые семьи? Утолив чувственный голод, молодые супруги сталкиваются с естественными для семьи проблемами, которые не всегда умеют, а порой и не желают правильно решать. Не хватает жизненного опыта, социальйо-психологической зрелости.

Поэтому-то так важно откровенно ответить самому себе на вопросы: «Чего мы ждем от брака? Быть счастливым самому или еще и дать счастье своему избраннику (избраннице)? Готовы ли мы поддерживать друг друга в любых жизненных ситуациях? Испытываем ли полное уважение и доверие друг к другу? Есть ли у нас единство взглядов на главные жизненные ценности? на семейную жизнь? на воспитание детей? Наконец, есть ли материальная основа для создания семьи?»

В жизни приходится сталкиваться с тем, что одни юноши или девушки вполне готовы к самостоятельной семейной жизни в 18—20 лет, а некоторые «не дозрели» до нее и к 25—27 годам. И если восемнадцатилетние жених и невеста нравственно готовы взять на себя ответственность друг за друга, за своих детей, если они способны материально обеспечить семью, если, кроме романтического чувства, они видят и жизненные проблемы, с которыми теперь придется столкнуться, и готовы решать их, то их брак нельзя считать преждевременным.

Порядок заключения брака, определенный законом, брачный возраст, знакомство с правами и обязанностями супругов, а также с обязанностями родителей по отношению к будущим детям, ответственность перед обществом за благополучие семьи и воспитание детей, чистота мотивов, побуждающих к браку, обдуманность выбора спутника жизни, время для обдумывания своих решений— все это меры, направленные на предупреждение возможных ошибок, скороспелых решений.

Готовность к браку касается не только молодых, стремящихся построить свое личное счастье, но также и их родителей. Поэтому так важно, чтобы родители были психологически готовы увидеть зрелость решения молодых людей о вступлении в брак, их готовность самостоятельно отвечать за себя, супруга, будущих детей, готовы были бы понять глубину и стойкость чувств юных, принять суженого (суженую) в круг родственных связей, наладить добрые, тактичные отношения с возникшей семьей.

И надо прямо сказать, что правильное отношение родителей к будущему браку своих повзрослевших детей во многом зависит от последних. Если сын или дочь не скрывают, а доверяют свои чувства родителям, заблаговременно вводят в дом того, кто им кажется суженым, взрослые постараются дать обоим добрый совет.

Ведь у них за плечами немалый жизненный опыт, умение разбираться в людях, они могут посмотреть на обоих со стороны.

Эту часть урока учитель может построить и в форме микродискуссии «Ранние браки — «за» и «против», используя материалы журнала «Семья и школа» (1979, № 7, 10—11; 1980, № 1—2, а также за последние годы).

Небесполезным будет в ходе урока вспомнить вместе с учащимися, что им известно из курса «Основы Советского государства и права» о правах и обязанностях супругов, родителей и детей.





Комментарий к статье