Полный вперед!

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


События

alt

Ольга Решетникова

Полный вперед!

Развитие любой системы, как известно, идет по спирали. Мирно просуществовав по одним подсчетам 15, а по другим даже 20 лет, психологи системы образования вышли на новый виток, почувствовали острую необходимость перехода на новый качественный уровень.

А поскольку ждать каких-либо кардинальных изменений «сверху» в ближайшее время не приходится, эта кризисная ситуация начала решаться самым естественным образом — путем инициатив «снизу».

Всему свое время

Ярким примером такой общественной инициативы стала прошедшая 25-29 октября Первая всероссийская неделя школьной психологии.

Начало этому событию положила случайная встреча. (Хотя, бывают ли в нашей жизни действительно случайные встречи?) Полгода назад в нужное время и в нужном месте встретились специалисты Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» и сотрудники социально-психологической службы Всероссийского детского центра «Орленок». Две эти замечательные команды имеют большой и интересный опыт практической работы с детьми, построенный на прочном теоретическом и практическом фундаменте.

Приехав на семинар, проводимый командой «Точки ПСИ» (под руководством Марины Битяновой), группа психологов из социально-психологической службы «Орленка» (во главе с руководителем Еленой Вихровой) обнаружили, что в их подходах к работе с детьми и педагогами есть много общего. И те, и другие являются разработчиками уникальных развивающих программ, главным образом — больших и малых психологических игр и упражнений, которые часто используются не только психологами, но и педагогами в групповой работе по разрешению межличностных и внутриличностных проблем.

И обе команды, объединив усилия, решили собрать в одном месте как можно больше заинтересованных со всей России, чтобы поучиться друг у друга, обменяться опытом и обсудить насущные проблемы. Информационную поддержку этого начинания вызвался обеспечить любимый народом еженедельник «Школьный психолог». Кроме того, именно он явился основным поставщиком авторов для лекций, семинаров и мастер-классов.

Сказка на ночь

Интересно, что многие из «минусов», с которыми столкнулись организаторы Недели, в результате трансформировались в ее «плюсы». Дело в том, подготовка и проведение этого мероприятия проходили целиком за счет творческого энтузиазма представителей «Точки ПСИ» и «Орленка», без какой-либо организационной поддержки и финансирования со стороны представителей системы образования.

Необходимость самим изыскивать возможности для поездки в «Орленок» сильно ограничила круг участников Недели, так как попасть на нее смогли лишь те психологи, кому всеми правдами и неправдами удалось получить «добро» своих руководителей на поездку и оплату командировочных расходов. Несмотря на это в «Орленке» собралась достаточно представительная команда специалистов из разных уголков России и даже одной дружественной страны ближнего зарубежья.

Интересно, что когда в один из первых вечеров мы собрались в дружеском кругу для знакомства и обсуждения своих проблем и ожиданий от Недели, самыми яркими и эмоциональными были воспоминания о том, на какие ухищрения пришлось пойти большинству участников, чтобы попасть в «Орленок».

Тем не менее приехали практически все, кто сильно хотел этого. Показательным было и то, что в ряде случаев в компании с психологами школ и центров

были их руководители и педагоги. Это позволило лишний раз убедиться, что психология воспринимается и педагогами и управленцами как неотъемлемая часть системы образования, и «психологизироваться» хотят многие из них.

Участникам Недели была предложена столь насыщенная программа, что иногда только запланированные в послеобеденное время «Философско-маринистские» прогулки позволяли насладиться морем и замечательной природой черноморскою побережья. Остальное время (за исключением короткого сна) было посвящено участию в разнообразных мероприятиях.

Полный вперед!

Глаза и мысли разбегались: тут были и полемические «Утренние монологи» М. Семаго. И. Вачкова. А. Шадуры и М. Сартана, и серьезные мастер-классы М. Битяновой, Н. Семаго, А. Шадуры. Е. Бурмистровой, а также других, не менее интересных специалистов (среди которых оказались и лауреаты конкурсов авторских программ, проводимых «Школытым психологом»), И мини-мастерские, и круглые столы, и большие и малые психологические игры, и даже сказка на ночь!

Ресурс добра

Это мероприятие, на мой взгляд, стало знаковым для практических психологов системы образования.

поскольку здесь достаточно четко проявилось современное состояние и тенденции развития этой системы. а также потребности работающих в ней специалистов.

Собравшихся привлекала не только возможность получить знания и обогатить свой арсенал новыми методами диагностической и развивающей работы. Большинство участ ников горело желанием познакомить коллег со своими наработками. Ярко проявилась потребность в профессиональном и личном общении и взаимодействии. Время, когда «каждый выживает в одиночку», постепенно уходит. Появляется возможность делиться своими проблемами, нерешенными вопросами, сомнениями, да и просто пожаловаться на усталость. Возможности для такого общения в «Орленке» были самые широкие!

Если бы меня спросили, какое слово являлось ключевым на Неделе школьной психологии, то я бы ответила: «метафора».

Всероссийский детский центр «Орленок» имеет колоссальный организационный и методический опыт работы с детьми, большинство из которых уезжают домой окрыленными и поверившими в свои силы и возможности. Такое место не может не содержать колоссальный ресурс добра, энтузиазма и творчества. И то, что холодная осенняя погода (которая была до нашего приезда) сменилась на прекрасную летнюю, все — и организаторы и участники -восприняли как хороший знак. И в дальнейшем таких «знаковых» событий было очень много.

Слияние теории с практикой

Почему-то, рассказывая об этой неделе, я часто оговаривалась, называя ее Неделей не школьной, а практической психологии. Потом я поняла, что и это неслучайно. Ведь психология в школе существует прежде всего как прикладная, практическая деятельность. И поэтому утренние полемические, я бы сказала даже методологические, монологи «мэтров» от психологии воспринимались как необходимое теоретическое обоснование и подкрепление практических изысканий и разработок психологов системы образования.

Вызвавшее наиболее горячие споры выступление Михаила Семаго обозначило необходимость создания промежуточного звена, связывающего психологическую методологию с практикой. Сейчас, спустя некоторое время после окончания Недели, мне все больше кажется, что именно в «Орленке» и начала зарождаться некая структура. Большинство ведущих мастер-классов и мини-мастерских представляло коллегам не только технологию, но и определенные научные данные и теоретические обоснования, на которые опираются их разработки.

Я думаю, что на следующей Неделе, где (по мнению организаторов) будет больше времени уделяться проектной деятельности, слияние теории и практики проявится в полной мере.

Все красивые слова, которые так часто произносятся с трибун конференций и съездов, о необходимости консолидации науки с практикой, к сожалению, так и остаются словами. Реальные изменения происходят только в процессе практической деятельности и совместного анализа ее результатов.

Время собирать камни

Работа психологов, особенно в системе образования, близка к экстремальной. Противодействуя профессиональному сгоранию других участников образовательного процесса, они сами часто не имеют возможности для отреагирования неизбежных при нашей работе негативных эмоций. Мало кто из психологов получает обратную связь от коллег-профессионалов (не говоря уже об участии в баллентовских группах).

Такая возможность появляется только в кругу единомышленников: на семинарах, тренингах, конференциях, Неделя школьной психологии в «Орленке» предоставила присутствующим возможность получить колоссальный ресурс: и личностный, и творческий, и профессиональный. Одно из главных ее достоинств -та необычайно теплая и дружеская атмосфера, которая возникает среди людей, понимающих друг друга с полуслова и полувзгляда. Недаром во время закрытия Недели к берегу подплыла стайка дельфинов. А это, как говорят старожилы «Орленка», случается нечасто.

И те слезы, которых при расставании не скрывал никто, были слезами очищения, слезами радости от того, что мы теперь не одни, что у каждого из нас появились единомышленники, что мы все ощутили себя частичкой высокопрофессионального психологического сообщества психологов образования.

В день открытия мы собирали на берегу камни, на которых писали свои ожидания от предстоящей Недели. Надеюсь, что у многих они оправдались. У меня — полностью. Я написала одно слово: «понимание».

Присоединяйтесь!

Мероприятие состоялось и, выражаясь «высоким штилем», стало значимой вехой в качественном развитии практической психологии образования. Это может быть незаметно с первого взгляда, незаметно со стороны, но я не сомневаюсь, что каждый из участников Недели готов подписаться под этими словами.

Безусловно, потребуется масса усилий, для того чтобы Всероссийская неделя школьной психологии стала традиционной, чтобы она развивалась как в количественном, гак и в качественном отношении. И здесь есть над чем поработать.

Но в том, что она состоится и на следующий год, организаторы не сомневаются. Уже подписан «протокол о намерении», в котором «Точка ПСИ». Издательский дом «Первое сентября» и «Орленок» обозначили сроки проведения очередной Недели конец сентября 2005 года.

Надеемся, что список тех, кто может и хочет поддержать это нужное и полезное начинание, будет постоянно расширяться. Ведь поезд вот-вот тронется с места и машинист лишь ждет сигнала, чтобы скомандовать: «Полный вперед!





Комментарий к статье