Выше мы говорили, что в телесной реализации таких чувств, как ярость и страх, важную роль играют гормоны. У. Кеннон думал, что в обоих случаях происходит выделение адреналина в кровь.
Но современные биохимические исследования показали, что это не совсем так. При эмоции страха и вообще при эмоциях, связанных с тревожной неопределенностью, действительно, выделяется адреналин. Гнев, ярость и другие «агрессивные» чувства сопровождаются выделением норадреналина. И тот, и другой гормоны относятся к группе катехоламинов и химически очень близки, хотя и не одинаковы.
Когда биохимики обнаружили различие между этими гормонами, то возник вопрос: нельзя ли всех людей разделить на две группы — на склонных к выделению адреналина («кролики») и на тех, кто склонен к выделению норадреналина, то есть к агрессивным чувствам («львы»). Однако опыты дали отрицательный ответ на этот вопрос. Один и тот же человек в разных ситуациях выделяет преимущественно то адреналин, то корадреналин — это зависит от характера его деятельности и от «эмоционального аккомпанемента» этой деятельности.
Так, у боксеров перед боем больше адреналина (чувство тревоги), а по окончании боя — норадреналина, который усиленно вырабатывался во время боя, в состоянии «спортивной злости». Когда король ринга Мохаммед Али перед боем затевал словесную перепалку с противником, то, видимо, целью его была скорейшая эмоциональная перестройка: он стремился возбудить у себя чувства, при которых выделяется больше норадреналина, то есть избавиться от тревоги и вызвать злость.
При обследовании хоккеистов врачи обнаружили, что вратарь во время игры выделяет больше адреналина, а нападающие — норадреналина. Значит, разница игровых амплуа-связана с различным спектром чувств, переживаемых во время состязания, и соответственно с неодинаковыми биохимическими сдвигами в организме.