Начиная беседу, учитель может спросить учащихся: «Нет ли в формулировке нашего вопроса преувеличения, как вы ее понимаете в широком и узком смысле? Вдумайтесь еще раз: на плечах отца держится мир…» У учащихся этот вопрос особого затруднения не вызывает, и их ответы обычно сводятся к следующему. Действительно, отцы стоят на страже мира в прямом смысле этого слова. Они охраняют рубежи нашей страны, стоят на боевых постах, дежурят у штурвалов кораблей и подводных лодок. Словом, защита Родины в основном лежит на выносливых плечах мужчины. Но это только часть мужской миссии. Важнейшая и очень ответственная! Правильно будет утверждать, что на отцовских плечах держится мир в более широком значении этих слов. Ведь именно мужчины спасли мир от фашистской чумы. И сейчас мужчины в первых рядах борцов за мир. Они варят сталь, добывают нефть, спускаются в шахты, в. морские глубины, поднимаются в космические выси… И еще очень многое и многое, сложное и неимоверно тяжелое лежит на мужских плечах.
«Не умаляет ли это роль женщины, матери?» — могут спросить отдельные учащиеся. Нет и нет! Величие матери незыблемо. Здесь следует показать учащимся, что матери и отцы выполняют свои, только им присущие роли. И всякое противопоставление отца матери или наоборот нельзя считать правильным.
Возможно и такое замечание учащихся: выше речь шла о производственной деятельности мужчины, а не о роли отца. Верно, наш разговор начат с производственной деятельности мужчин. Однако она неотделима от их отцовской миссии. Речь об этом впереди. А сейчас рассмотрим: в чем суть отцовства, каковы особенности миссии отца?
О том, что имеется «великая разница в семейном значении женщины и мужчины», ярко и образно писал еще В. Г. Белинский. На прошлом уроке мы отмечали, что мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, всем существом своим. Сравнивая с этим отцовское чувство, В. Г. Белинский отмечал: «…в любви женщины больше кровного, а потому и больше страстного, тогда как в любви мужчины больше мыслительного, если можно так выразиться». Это не принижает значимость отцовского чувства, а показывает, что оно имеет несколько иную основу: «…и отец может страстно любить детей своих, когда его с ними соединит нравственное, духовное родство…».
Естественно, что и отцовское чувство, и духовное родство возникают постепенно. Начинается этот процесс задолго до рождения ребенка. Раньше на занятиях мы уже приводили парадокс: «Ребенок— отец мужчины». Его основное зерно: дети оказывают сильное влияние на формирование отцовского чувства, многих качеств мужчины. Но правдиво и другое утверждение: отцом мужчину делает отец. К этому, конечно, имеют прямое отношение и мать, и жена, а также другие члены семьи. Здесь любой категоричный вывод будет односторонним. «Не удивительно: принять на себя роль отца, научиться быть отцом и чувствовать себя отцом — трудно, это не приходит в одно мгновение, в один день и в один год. Мы учимся быть отцами всю жизнь. Постепенно и не без труда овладеваем мы этим искусством, самым простым и самым трудным,— искусством быть отцом».
Прав был В. А. Сухомлинский, когда писал: «Счастье отцовства и материнства — не манна небесная, оно не приходит праздничным гостем, как только вы, юноша и девушка, стали мужем и женой. Оно трудное и выстраданное — это счастье, оно приходит только к тем, кто не боится однообразного, многолетнего труда до самозабвения. Сложность этого труда состоит в том, что он, этот труд, представляет собой влияние разума и чувств, мудрости и любви, умение, наслаждаясь нынешним мгновением, тревожно заглядывать в будущее. Там, где утрачена эта мудрая отцовская и материнская способность, счастье становится призраком». Освоение искусства быть отцом — процесс не только сложный, но и противоречивый. Тут следует иметь в виду и его исторические корни. Мы неоднократно упоминали, что раньше хозяином в семье был отец. «Он управлял материальной борьбой семьи, он руководил ее трудной жизненной интригой, он организовывал накопление, он учитывал копейки, он определял судьбы детей.
Отец! Это центральная фигура истории! Хозяин, начальник, педагог, судья, а иногда и палач, это он вел семью со ступеньки на ступеньку, это он, собственник, накопитель и деспот, не знавший никаких конституций, кроме божеских, обладал страшной властью, усиленной любовью». Разумеется, надо иметь в виду, что это абстрагированный образ, нарисованный без нюансов и полутонов. Но такова правда истории. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко очень верно подметил и противоречивость отцовской миссии, трагическую судьбу отца в условиях антагонистического общества. Он писал: «Но у него есть и другое лицо. Это он пронес на своих плечах страшную ответственность за детей, за их нищету, болезни и смерть, за их тягостную жизнь и тягостное вымирание. Эту ответственность десятки веков перекладывали на него хозяева жизни, грабители и насильники, дворяне и рыцари, финансисты, полководцы и заводчики, и он десятками веков нес ее непосильное бремя, усиленное той же любовью, и стенал, и страдал, и проклинал небо, такое же невинное, как и он, но отказаться от ответственности не мог».
В социалистическом обществе, как нами отмечалось, семья не может быть отцовской монархией. Вспомните, почему. Учащиеся отвечают: исчезла старая экономическая база, установлены новые брачно-семейиые отношения, главной сутью которых является добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, свободный от экономических расчетов, основанный на любви и долге… Все это не могло не сказаться на функциях отца. Об этом уже говорилось на предыдущих уроках. Сейчас отметим, что отцовство в условиях социалистического общества — это благородная и ответственная миссия мужчины. Наши отцы стремятся с достоинством выполнять свой долг. М. Горький писал: «…Мне кажется, что я не ошибаюсь, замечая, что отцы начинают все более заботливо и нежно относиться к детям, и, на мой взгляд, это вполне естественно, ибо впервые за всю жизнь человечества дети являются наследниками не денег, домов и мебели родителей, а наследниками действительной и могущественной ценности—социалистического государства, созданного трудом отцов и матерей».
Это очень важная основа для зарождения у детей уважения к отцам. Труд отца, его общественное лицо, уровень культуры, выполнение домашних обязанностей, неустанная воспитательная деятельность, отношение к матери, к другим людям, его образ жизни в целом — вот далеко не полный перечень слагаемых его истинного авторитета, той почвы, на которой возникает уважение к нему детей. Для этого отцу также необходимо быть естественным, уметь общаться с детьми и воспитывать их, уметь быть их другом. Правда., тут надо иметь в виду следующее: «Отец и сын могут быть друзьями, должны быть друзьями. Но отец все же остается отцом, а сын остается сыном, то есть мальчиком, которого нужно воспитывать и которого воспитывает именно отец, приобретающий, благодаря этому, некоторые признаки, дополнительные к его положению друга».
А почему, собственно, так необходимо, чтобы дети глубоко уважали отцов? Конечно, это правда, что для каждого отца уважение детей — это проверка всех его качеств, оценка всей его деятельности, а нередко — и всей его жизни. И человек, которого искренне уважают дети, даже в трудную годину не считает себя несчастным. Совесть его чиста: он дал обществу свое достойное продолжение. И поэтому уважение детей к отцам всегда рассматривалось как признак силы и могущества народа. Кто уважает отца, тот уважает нечто большее — он уважительно относится к опыту и политическим традициям и взглядам, которые олицетворяются в отце-гражданине. Это самое личное чувство, но это всегда и чувство общественное. В уважении к отцу — сила общества.
Здесь истоки и священного долга детей — уважать отцов. Когда мы думаем о свершениях наших предков и наших современников, то чаще всего называем родную страну — Отечество. Отечество — земля отцов. Значит, в нашем сыновнем и дочернем уважении к достойному отцу выражается и наше отношение к Отчизне.
Учителю здесь целесообразно заметить, что наша страна может гордиться героическими поколениями отцов. Они оставили детям достойное наследство. Десятиклассникам известно о революционной и государственной деятельности большевиков-ленинцев. Однако многие учащиеся не знают, что они были и прекрасными отцами. Богатый материал об этом содержится в книге Л. Пинчук «Моим детям — вместо завещания» (М., 1980). В качестве примера. можно взять семью Александра Дмитриевича Цюрупы, народного комиссара продовольствия. В его семье росли три сына, дочь и еще приемная дочь:
Однажды Александр Дмитриевич неподалеку от Казани, где задержался эшелон, встретил девочку лет восьми, очень худенькую, в лохмотьях. У нее не было ни родителей, ни дома. Нарком взял ее в свою семью, которая жила впроголодь, если не сказать больше.
В. И. Ленин обратился к членам Президиума ЦИК с запиской: «Цюрупа получает 2000 руб., семья 7 чел., обеды по 12 руб. (и ужин), в день 84×30 = 2520 рублей.
Не доедают! Берут 4 обеда, этого мало. Дети — подростки, нужно больше, чем взрослому.
Прошу увеличить жалованье ему… и дать сверх того пособие… единовременно семье, приехавшей из Уфы без платья».
Несмотря на невероятную перегруженность работой, на громадное нервное напряжение и безмерную усталость, Александр Дмитриевич в семье всегда оставался ровным и спокойным. Он уделял детям много внимания, для каждого у. него находилась и душевная теплота и ласка.
Пример отца, семейная атмосфера доверия и взаимного уважения были главными средствами воспитания детей, которые выросли патриотами, достойными тружениками. Старший сын, Дмитрий, шестнадцатилетним вступил в Красную гвардию. Всю гражданскую\’ войну сражался на Южном фронте. Летом 1936 г. отправился в Испанию. В годы Великой Отечественной войны подполковник Д. А. Цюрупа командовал стрелковым полком, и погиб смертью храбрых.
Подростком вступил в ряды действующей Красной Армии и сражался на фронтах гражданской войны Петр Александрович Цюрупа, второй сын наркома. В первые дни Великой Отечественной войны он добровольно вступил в народное ополчение и спустя год погиб. Младший сын наркома — Всеволод Александрович — тоже сражался с фашистами. Ныне он журналист. На заслуженном отдыхе после долгих лет самоотверженного труда находится Валентина Александровна, дочь старого большевика.
«…Однажды в начале 1920 года Александр Дмитриевич Цюрупа поздно пришел домой и стал просматривать новые книги.. Среди них он обратил внимание на небольшую брошюру. Это была первая Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Александр Дмитриевич хорошо знал эту книжку. В ней было записано все, во.имя чего он жил и боролся, что было завоевано в упорной борьбе и что должно было теперь беречь и защищать новое поколение советских людей.
В комнате было тихо. Младшие дети спокойно спали, старшие были на фронте. Александр Дмитриевич постоял возле спящих детей, потом вернулся к письменному столу и на титульном листе первой Советской Конституции написал своим твердым и ровным почерком: «Моим детям — вместо завещания».
С глубоким уважением и благодарностью относятся к отцам и современные поколения сыновей. Как-то в «Правде» своими раздумьями об отце поделился военнослужащий В. Старостин:
«Первый раз я осознанно произнес слово «отец» в сорок четвертом году, когда еще ходил в детский сад. Наша группа шла по усыпанной крупным речным песком дорожке, а навстречу, сияя серебром орденов и медалей, двигался невысокий широкоплечий военный. Что-то такое я, несмышленыш, прочитал в его смеющихся глазах. И уже в следующую секунду, подхваченный сильными руками, повторял: «Папа, папочка…»
Короткий, как летняя ночь, отпуск отца пролетел незаметно. Он уехал, и вскоре к нам стали приходить от него письма из Австрии, Германии. Я горжусь, что на одной из колонн поверженного рейхстага рукой отца написана и наша фамилия.
Израненный, обожженный войной, не раз побывавший в атаках, мой отец остался жив. Каждый раз, когда бывает трудно, обращаюсь к нему за советом. Перед тем как сделать важный шаг в жизни, думаю: а как бы поступил на моем месте отец…
После войны его, бывшего замполита полка, партия направила восстанавливать сельское хозяйство. Работал, отец в МТС, был секретарем райкома партии. Сутками пропадал в поле, там, где шла битва за хлеб.
Жили мы тогда, как и все, несладко. Мать, вечно ломавшая голову, чем накормить нас, пятерых детей, однажды робко намекнула отцу:
— Ты ведь большой пост занимаешь. Неужели ничего нельзя придумать, детишек пожалел бы…
Никогда не видел отца таким рассерженным, как после этих слов мамы.
— Ты думаешь, наши дети ничего не понимают? — резко отчитывал он ее.— Они же видят, что все кругом живут в нужде… Не могу позволить, чтобы мои дети ели хлеб, добытый нечестным путем.
Отцы иной раз и не представляют, как сказывается на формировании детских душ их поведение. Наши первые наставники, они на всю жизнь остаются эталоном поведения для сыновей».
Каждый ли из нас осознает это? Готовы ли мы нести эстафету родителей? И не только производственную, общественную, но и семейную!