Общая типология методик психологического обследования семьи

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Наиболее интересной представляется типология методик психологического обследования семьи с точки зрения сферы, внутри которой методика возникла или наиболее широко использовалась после заимствования извне. В этом смысле, вообще говоря, методики могут быть следующими:

  • психологическими, т.е. родившимися внутри психологической практики или психологических исследований и обслуживающими психологию семьи;
  • клинико-психологическими, родившимися в рамках клиники и обслуживающими психиатрию и психотерапию прежде всего и семейную терапию в частности;
  • социологическими, или социально-психологическими, родившимися внутри социологических, или социально-психологических, практических и теоретических разработок и обслуживающими прежде всего их;
  • педагогическими, обслуживающими педагогическую практику; системными, т.е. собственно «семейными», родившимися внутри системных (структурных, интегративных и прочих целостных) концепций семьи, наиболее известным представителем которых в России является системная семейная психотерапия [Черников А. В., 1998; Варга А.Я., 2001]. В этом смысле последний тип методик можно условно назвать системно-психотерапевтическими, в отличие от клинико-психологических как досистемных;
  • психосемантическими, родившимися и существующими на стыке психологии, лингвистики, социологии, обслуживающими прежде всего научные исследования в этих областях, но имеющими и прикладные выходы, например в область исследования так называемых имплицитных теорий семьи у психологов-консультантов и семейных психотерапевтов [Лидере А. Г., Минеева О.А., 2003, 2004].

В этой типологии чисто педагогические и чисто социологические методики обследования семьи нас сейчас интересовать не будут.

Вероятно, в этих двух областях сделано немало, и психологу, вообще говоря, надо иметь их в виду, но автор не является специалистом в этих областях.

Таким образом, остаются психологические, клинико-психологические, социально-психологические, системно-психотерапевтические и психосемантические методики.

Объем методического материала внутри каждого их этих типов совершенно различен. Мера разработанности, объективированности и вовлеченности этого материала в психологию как сферу научных и практических разработок также совершенно различна. Нас будут интересовать как раз именно хорошо разработанные, объективированные в виде научных и методических публикаций и апробированные на практике или в научных исследованиях психологов методики. Лишь в некоторых — трех-четырех — случаях мы хотели бы познакомить читателя с только заявленными, инновационными и многообещающими разработками, открывающими, возможно, совершенно новые подходы к психологическому обследованию семьи или же касающимися таких сфер семейной жизни, которые оставались совершенно «пропущенными» до последнего времени. Можно сказать, что мы будем работать еще только на «вовлечение» этих методик в психологическую практику.

Не менее интересно провести исторический анализ методик психологического обследования семьи. По крайней мере, в России семейная психология как наука и как практика «кристаллизовалась», манифестировалась на глазах нынешнего поколения психологов. Это происходило на протяжении последних 30 лет. Но это — история.

Можно указать специфические исторические моменты (исторические периоды), когда тот или иной тип методик господствовал или развивался наиболее бурно (в России).

С нашей точки зрения, в истории развития той сферы психологии, которую мы назовем сферой методов и методик психологического обследования семьи, следует выделить следующие этапы.

Нулевой этап — этап предыстории. Психология семьи как научная дисциплина и сфера практики отсутствует. Соответственно отсутствуют методики психологического обследования семьи, хотя, вероятно, существуют какие-то педагогические подходы к семье как агенту семейного воспитания и социализации [см.: Введенов А. В., 1953; Петровский А. В., 1963]. Мы датируем этот этап верхней его границей — серединой 70-х гг. XX столетия.

Первый этап — клинико-психологический. Он и начинается с начала—середины 70-х гг. прошлого столетия. Семейной психологии как науки и сферы практики все еще нет. Но в недрах психиатрической и психотерапевтической клиники возникает и укореняется подход к семье как психогенному фактору в генезисе неврозов, психотических и невротических состояний и акцентуаций характера, с одной стороны, и как среде реабилитации психически больных — с другой. Именно для нужд клиники и самими клиниками (психиатрами и клиническими психологами) разрабатываются (например, тест АСВ Эйдемиллера — Юстицкого) или же переводятся с других языков (например, методика Рене Жиля) первые собственно психологические тесты для обследования семьи.

В этот период, который, с нашей точки зрения, заканчивается в 1980 г. с появлением первых семейно-психологических консультаций для населения в нашей стране, определенная активность идет и в других сферах. В теоретической психологии, например, в рамках психогенетических исследований близнецовым методом (И. В. Равич-Щербо и др.) для операционализации и фиксации особенностей социальной среды начинают использоваться некоторые зарубежные психологические тесты, например тест Рене Жиля. Лаборатория Лисиной-Рузской разрабатывает тематику типов общения ребенка с матерью.

В социологии, первые институции которой в бывшем СССР зародились еще во второй половине 1960-х гг., потихоньку обнаруживается интерес к тематике семьи и брака.

В самой клинике кроме подхода к семье как к психогенному фактору обнаруживается и другое отношение, которое имплицитно содержится, с одной стороны, в семейной психотерапии, как раз в те годы начинающей находить свое место среди других видов психотерапевтической практики в нашей стране, а с другой стороны, в понятии так называемого функционального диагноза (В. М. Воловик), возникшего в рамках концепции психиатрической реабилитологии.

Как известно, функциональный диагноз — это диагноз не болезни, а больного в болезни. Он объединяет в себе три составляющие:

  1. что нарушено в психике;
  2. что сохранно в психике и является опорой для коррекции и терапии;
  3. что сохранно в социальных, межличностных связях больного и также может быть использовано в реабилитационной работе с ним.

С нашей точки зрения, именно внутри понятия «функциональный диагноз» и возникает позже понятие семейный диагноз. К характеристике сохранного в социальных (прежде всего семейных) связях больного добавили характеристики нарушенного, перенесли локус внимания с этапа реабилитации на этап постановки диагноза и поиска причин (генезиса) заболевания — вот и получился (мы упрощаем, конечно) семейный диагноз.

Второй этап имеет четкое начало: в 1980 г. сразу в нескольких городах тогдашнего СССР открываются первые семейно-психологические консультации для населения. Их появление не заслуга психологии, клиники или социологии, а, скорее, следствие попытки семейно-полической «интервенции» государства: необходимо было уменьшать разводность и повышать рождаемость в нашей стране.

Мы предлагаем назвать этот этап социально-психологическим, так как именно социальная психология, с нашей точки зрения, наиболее хорошо проявила себя в то время в разработке инструментария психологического обследования семьи. Семейную психологию как сферу практики начинают разрабатывать именно социальные психологи и социологи. Рядом с ними работают индивидуальные (т.е., можно сказать, общие) психологи, консультанты, постепенно к ним присоединяются возрастные, клинические и специальные психологи.

Сложнее указать окончание второго этапа. С нашей точки зрения, критерием окончания этого этапа, абстрактно говоря, могли бы стать следующие события: выход из печати книги, заявляющей о конституировании новой отрасли психологии — семейной психологии (или психологии семьи); возникновение некоторой совершенно новой психологической практики по отношению к семье; институциализация семейной психологии, например открытие Института психологии семьи, или включение семейной психологии в Госстандарт подготовки психологов и проч.

К сожалению, в те годы ничего подобного не произошло. Правда, в 1989г. выходит книга «Семья в психологическом консультировании» [Бодалев А.А., Столин В.В., 1989], а в 1994 г. — «Семейное и индивидуальное психологическое консультирование» [Алешина Ю. Е., 1994], которые подводят итоги периода, но не конституируют новую отрасль психологии — психологию семьи, оставаясь в предмете консультативной психологии. Нет оснований и для указания на другие институциональные изменения статуса сферы психологического обследования семьи. И все же мы попробуем назвать событие, претендующее на критерий окончания второго этапа развития этой сферы.

С нашей точки зрения, таким событием стало появление в первой половине 1990-х гг. долговременных обучающих программ по системной семейной терапии. Дело в том, что семейное консультирование как таковое оказалось невостребованным. Практическая — т.е. помогающая — психология в нашей стране, возникнув во многом именно как семейная практическая психология в самом начале 1980-х гг., уже к концу 1980-х — началу 1990-х гг. стала отождествляться со школьной практической психологией. Школьный психолог стал образом практического психолога. Государство (с 1989 г.) решило готовить по ускоренной программе на спецпотоках университетов и институтов школьных психологов (педагогов-психологов — так их назовут впоследствии). Школьным психологам, очевидно, было не до семьи, и семейное консультирование не прижилось в школе.

Определенный застой стал ощущаться и в области разработок новых методик психологического обследования семьи. И только «поднятие планки» — появление в нашей стране семейной психотерапии в форме системной семейной психотерапии, символом чего стали, с одной стороны, защищенная А.В.Черниковым диссертация по системной семейной психотерапии и его книга 1997 г. [Черников А.В., 1998], а с другой (позже) — конституирование Общества семейных психотерапевтов и консультантов с его долговременными обучающими программами — возродило психологическую практику по отношению к семье на новом уровне, но потребовало нового психодиагностического инструментария.

Третий этап — системно-семейно-психотерапевтический, как следует из сказанного выше, начинается в начале — середине 1990-х гг. Понятия системной теории семьи Боуэна, циркулярная модель Д. Олсона, генограмма, системный тест Геринга и другие достояния системной семейной психотерапии (в широком смысле, т.е. как объединяющей множество рядом развивающихся концепций семейной психотерапии) стали господствующими и хорошо работающими. Переводятся и внедряются в психологическую и психотерапевтическую практику многие методики — тест Геринга, «Семейная доска», FACES к др. Генограмма становится обыденным методом консультанта и исследователя в этой области.

Удивительно, но быстрое «завоевание плацдарма» — интересующей нас сферы психологического обследования семьи — системной семейной терапией стало, с нашей точки зрения, во многом возможным потому, что социальные психологи, монополизировавшие на предыдущем этапе область исследований семьи в психологии и во многом двигавшие практику семейного психологического консультирования, не закрепили свои достижения институционально: нет не только книг социальных психологов по психологии семьи, но соответствующего раздела нет и в учебни

ках по социальной психологии, а в тех редких учебниках, в которых такой раздел есть, он написан социологами и является по сути социологическим и игнорирующим те достаточно многочисленные диссертации по семейной тематике, которые успели защитить социальные психологи во второй половине 1990-х гг. В этот период ничто не говорит о такой области знания или практики, как социальная семейная психология: нет таких кафедр, нет лабораторий семейной психологии, нет учебников по семейной социальной психологии, нет этой дисциплины в Госстандарте подготовки психологов. Впрочем, в оправдание социальных психологов надо сказать, что ничего такого не было и за пределами социальной психологии — семейная психология попросту (до последнего времени) была «пропущена» в инфраструктуре психологии. Например, в Государственном НИИ семьи и воспитания, перешедшем в конце 1990-х гг. из ведомства Госкомтруда в ведомство Российской академии образования, не было и нет лаборатории психологии семьи!

Системная семейная психотерапия оказала влияние и на другие слои этой сферы — на клинический, досистемно-психотерапевтический и на психологический, в рамках которого активизировались возрастные психологи, и др. Рядом с системной семейной психотерапией в нашей стране стали возникать и крепнуть альтернативные подходы — интегративная семейная психотерапия, гештальтподход в работе с семьей, идеология семейных расстановок, семейная психодрама и проч. Наконец, сама системная семейная психотерапия из «писка моды» стала постепенно переходить в область «хрестоматийных истин», на смену ей постепенно приходят другие модные направления психотерапии. Все это и многое другое свидетельствует, что этап господства системно-психотерапевтических методов обследования семьи заканчивается.

Четвертый этап ознаменовался несколькими интересными методиками обследования семьи, разработанными в последние годы возрастными психологами. Исследовательские (диссертационные) работы по психологии семьи стали все смелее выходить за пределы собственно социальной психологии, все более «нащупывая» свой отдельный предмет — семью как целостность. Вопрос о кон-ституировании семейной психологии в инфраструктуре психологии все более живо обсуждается (кстати, как раз не социальными психологами!). Возникает такая интригующе свежая отрасль, как психология родительства (как продолжение и в известном смысле обобщение перинатальной психологии). Но все же угадать ядерные характеристики этого нового этапа развития интересующей нас сферы еще трудно. Скорее всего, его содержанием будет кон-ституирование семейной психологии как отдельной и самостоятельной отрасли психологии со своим предметом изучения (онтологией), специфическими методами, частными теориями и проч. Все это даст возможность открыть кафедры и лаборатории семейной психологии, ввести ее как обязательную дисциплину в Госстандарт подготовки психологов, ввести специализацию по семейной психологии, а в конце концов — и саму семейную психологию как ВАКовскую специальность (или специализацию). Но все это только предположения, которые, впрочем, могут стать целями.

Таким образом, исторические этапы развития в нашей стране сферы психологического обследования семьи, задающие своеобразную типологию методик обследования, таковы:

  • нулевой этап — как предыстория, до начала —середины 1970-х гг. Назовем его педагогическим;
  • первый этап — клинико-психологический, с начала—середины 1970-х гг. до 1980 г.;
  • второй этап — назовем его социально-психологическим, с 1980 г. до начала —середины 1990-х гг.;
  • третий этап — системно-семейно-психотерапевтический — с начала —середины 1990-х гг. до 2001 — 2002 гг.;
  • четвертый этап — собственно этап конституирования семейной психологии как отдельной области психологического знания — с 2002-2003 гг.

Наконец, третья типология методик психологического обследования семьи базируется на представлениях последнего реализовавшегося этапа — на представлениях о семье как системе, состоящей из подсистем.

В семье как системе традиционно выделяют следующие подсистемы:

  • супружеская подсистема,
  • детская подсистема,
  • родительско-детская подсистема как реализующая функцию социализации в семье,
  • тендерные подсистемы — женская и мужская.

Кроме того, в семье, как известно, выделяются временные коалиции.

Это значит, что все методики психологического обследования семьи, вообще говоря, могут относиться:

  • к семье как целому,
  • супружеской подсистеме,
  • детской подсистеме,
  • подсистеме родительско-детских отношений,
  • тендерным подсистемам.

Методики тендерных исследований нас сейчас не будут интересовать. Собственно детская подсистема — взаимоотношения между сиблингами в семье — традиционно обследуется, как правило, теми же методиками, что и родительско-детские отношения. Таким образом, эта типология упрощается до трех сфер:

  1. методики обследования семьи как целого, как системы;
  2. методики обследования родительско-детских отношений (как бы эти отношения ни операционализировались в самой методике);
  3. методики обследования супружеской подсистемы.

С нашей точки зрения, прослеживается определенная взаимосвязь всех трех типологий.

Анализ показывает, что первая сфера — это методики из ядерных и маргинальных слоев системной семейной психотерапии.

Вторая сфера — это методики из клинического этапа развития методов обследования и частично достижения возрастных и педагогических психологов.

Третья сфера — это в основном достижения социальных психологов и социологов, лишь частично к ним добавляются методики из гуманистической психологии, из сексологии и др.

Именно эта простая типология и будет положена в основу структурирования методического материала в нашем учебном пособии-практикуме.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие этапы прошла психология семьи в России?
  2. Какие науки исследуют семью и создают методы обследования семьи?
  3. Какие существуют классификации методов психологического обследования семьи?
  4. Какие подсистемы традиционно выделяют в семье как системе?
  5. Охарактеризуйте этапы развития психологии и психотерапии семьи в России.




Комментарий к статье