Классическое исследование Goodyer (1990) показало, что подростки с выраженными эмоциональными проблемами, как правило, пережили значительные негативные события в течение последних года-двух.
Однако есть другие исследования, в которых показано, что некоторые жизненные события могут быть очень желанными и оказывать положительное влияние на развитие эмоциональной устойчивости у подростков. Тот же Goodyer описал, например, факты обратного влияния недостатка социальных достижений (в обучении или в спорте) на тревожность и депрессивность; у детей, испытывающих недостаток социальных достижений, обычно не было тенденций развития депрессивных состояний.
Учитывая важность изучения влияния жизненных событий у подростков и их отношения к этим событиям на психическое развитие и статус подростков, О. А. Идобаева и А. И. Подольский разработали и апробировали российский вариант версии опросника R. D. Coddington «Life Event Record» [Coddington R.D., 1972] [Идобаева О. А., Подольский А. И., 1998, 2003]. Данный вариант, названный ЛИЖИСП (Лист жизненных событий подростков) или «The Russian Adolescent List of Life Events» (RALLE) в англоязычной версии, содержит 42 жизненных события, ранжирующихся по степени серьезности — от смерти одного из родителей до появления в доме домашнего животного.
Этот список был составлен следующим образом. Авторы попросили около 1400 российских и украинских подростков мужского и женского пола в возрасте от 11 до 17 лет составить перечень наиболее значимых, с их точки зрения, жизненных событий, происшедших с ними. После этого были отобраны 42 наиболее часто встречавшихся события. В итоге 18 событий из этих 42 полностью совпали со списком Coddington, 12 оказались совершенно новыми и еще 12 событий содержали частичные отличия по сравнению со списком Coddington. При этом следует помнить, что «Life Events Record» был создан на основе опроса не детей и подростков, а взрослых — учителей, медицинских работников, родителей и др.
Все события, упомянутые в списке, могут быть разделены на четыре основные жизненные сферы подростков.
- Семья (события 3, 4, 6, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 36, 38, 39, 40, т.е. 52,4% от общего количества событий).
- Отношения со сверстниками (события 2, 11, 19, 20, т.е. 9,5 %).
- Личная жизнь (события 1, 12, 13, 27, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 41, 42, т.е. 28,6%).
- Школа и внешкольная жизнь (события 5, 7, 8, 9, т.е. 9,5 %).
Таким образом, семья и отношения в семье занимают более 50% совокупной событийной «стрессогенности» подростковой жизни.
Еще одним отличием методики Идобаевой — Подольского от оригинальной версии Coddington явилось то, что школьников просили дополнительно оценить, в какой степени это событие оказало влияние на его (ее) жизнь, а также указать, имело ли подобное событие место в жизни подростка. В случае если такого события в жизни подростка не было, авторы методики просили представить, как бы подобное событие могло повлиять на жизнь опрашиваемого, если бы таковое произошло. Степень влияния реального или представляемого события могла варьировать от+10 до -10. Отрицательные ранги означали степень негативности влияния события или его нежелательность.
Как показывают полученные при апробации методики результаты (исследование проводилось с 1400 подростками из различных городов и населенных пунктов России и Украины), подавляющее большинство приведенных жизненных событий квалифицируется подростками с точки зрения социально-ожидаемых оценок, причем это в равной степени относится как к группе в целом, так и к юношам и девушкам в отдельности. Так, для всех рассмотренных случаев наибольшие положительные значения получены для события 16 («Улучшение финансового состояния семьи»), а самые высокие негативные значения — для событий 30 («Смерть родителя») и 17 («Серьезная болезнь родителя, требующая госпитализации»).
К числу положительных событий (с равными показателями) были отнесены такие события, как «Уменьшение количества ссор с родителями» и «Улучшение взаимоотношений со сверстниками», а к числу отрицательных — «Увеличение количества ссор с родителями» и «Ухудшение взаимоотношений со сверстниками». Также высоко положительно оцениваются «Получение работы папой или мамой», «Покупка недвижимости» и «Поездка за границу», а высоко отрицательно — «Ухудшение финансового состояния семьи», «Развод родителей» и «Повторная женитьба папы».
Инструкция
Оцените, пожалуйста, свое чувство в ответ на перечисленные события. Если подобное событие произошло с вами в течение последнего года, то свой ответ запишите в колонку «Было»; если события не было, представьте, какое было бы у вас чувство в ответ на это событие, и запишите свой ответ в колонку «Представить».
Свое чувство оценивайте по десятибалльной шкале:
0 — нейтральное чувство;
1 — наименьшее проявление чувства;
10 — наибольшее проявление чувства.
Если чувство было горестным, печальным, то перед оценкой поставьте знак минус (-); если же чувство было радостным, то перед оценкой поставьте знак плюс (+).
Опросник «Лист жизненных событий подростков»
Было | Представить | Событие |
1. Значительные личные достижения | ||
2. Ссора с другом или подругой, приведшая к разрыву отношений | ||
3. Увеличение количества ссор с родителями | ||
4. Уменьшение количества ссор с родителями | ||
5. Начало занятий в школе после каникул | ||
6. Уход брата или сестры из семьи (женитьба, замужество и др.) | ||
7. Исключение из школы | ||
8. Невозможность участвовать в желаемой внешкольной деятельности: кружки по интересам, музыка, спорт и проч. (в связи с отсутствием времени, запретом и т.д.) | ||
9. Невозможность (в связи с неодобрением или запретом) осуществить желание участвовать в деятельности церкви (воскресные школы, регулярное посещение церкви и т.д.) | ||
10. Смерть дедушки, бабушки | ||
11. Смерть близкого друга | ||
12. Начало употребления табака (курение) | ||
13. Начало употребления алкоголя | ||
14. Мама начала работать (после длительного перерыва) | ||
15. Ухудшение финансового состояния семьи | ||
16. Улучшение финансового состояния семьи | ||
17. Серьезная болезнь родителя, требующая госпитализации | ||
18. Серьезная болезнь брата или сестры, требующая госпитализации | ||
19. Ухудшение взаимоотношений со сверстниками | ||
20. Улучшение взаимоотношений со сверстниками | ||
21. Изменения в работе отца, требующие его длительного отсутствия дома | ||
22. Неприятности в личной жизни сестры (брата). | ||
23. Увольнение с работы (потеря работы) папы, мамы | ||
24. Получение работы папой, мамой | ||
25. Развод родителей | ||
26. Приход в семью третьего взрослого (замужество сестры, женитьба брата; бабушка, дедушка или кто-то из родственников стали проживать в семье) | ||
27. Собственная серьезная болезнь, требующая госпитализации (в учебное время) | ||
28. Повторное замужество мамы | ||
29. Повторная женитьба папы | ||
30. Смерть родителя | ||
31. Наличие собственных видимых физических отклонений (врожденных) | ||
32. Наличие собственных физических отклонений (приобретенных) | ||
33. Внебрачное отцовство до совершеннолетия | ||
34. Внебрачная беременность до совершеннолетия | ||
35. Серьезный проступок, повлекший заключение в тюрьму или ограничение свободы | ||
36. Смерть брата или сестры | ||
37. Собственная серьезная болезнь, требующая госпитализации (во время каникул) | ||
38. Рождение брата или сестры | ||
39. Усыновление (или удочерение) ребенка | ||
40. Покупка недвижимости (дома, дачи, квартиры) или автомобиля | ||
41. Поездка за границу | ||
42. Появление домашнего животного в доме |