Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Свое название оно получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнением, постепенно сформировалось целое психологическое направление — «психоанализ». К такого рода теориям относятся концепции Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них был оригинален.
Термин психоанализ имеет три значения:
- теория личности и психопатологии;
- метод терапии личностных расстройств;
- метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.
Теория Фрейда о структуре психики
Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня:
- сознание;
- предсознание;
- бессознательное.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем часть ее осознается лишь в течение короткого периода, а затем быстро погружается в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.
Область предсознательного, иногда называемая доступной памятью, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия.
Самый глубокий и значимый пласт человеческой психики — бессознательное. Это хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в данную область, но именно такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию людей, но в значительной степени определяют их действия.
На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из трех уровней: Оно, Я, Сверх-Я. Такова структурная модель психической жизни.
Оно — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество этой энергии у каждого — величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, Оно подчиняется принципу удовольствия, т. е. последнее, как и счастье, — главная цель в жизни человека.
Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Я (Эго) — сознания — находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Он формируется под влиянием общества. На Я воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».
Сверх-Я служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то тогда испытает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.
Соотношение структурной и топографической моделей психической жизни можно изобразить следующим образом: сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях.
Предложенная Фрейдом концепция может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, Сверх-Я и предсознательного предстает более образно.
Я (Эго) ответственно за принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить желания Оно (Ид) в соответствии с ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним миром. Следовательно, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.
Становление психики ребенка, особенно Сверх-Я, происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, одновременно желая ему смерти, и потому испытывает чувство виновности, страшится своего родителя. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает эдипов комплекс (к 5-6 годам), и у него появляется Сверх-Я, совесть.
Сверх-Я, или Супер-Эго, содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека и позволяют ему отличать, что хорошо и плохо, нравственно и безнравственно. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы — совесть и Эго-идеал. Первая означает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет личность к установлению для себя высоких стандартов.
Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Но этот принцип не согласован с реальностью. Супер-Эго пытается полностью подавить «неприличные желания», связанные с Оно, и направить человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает духовно и даже физически, если человек нарушает нормы совести.
Сверх-Я не пускает инстинкты в Я, и тогда их энергия сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная и трудовая активность), в формах поведения (в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация — это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека возникают психические заболевания, неврозы, истерические состояния, тоска.
Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые могут дестабилизировать личность, если Я окажется неспособным восстановить равновесие.
Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном Я, которое не только определяет требования Оно, но и преодолевает давление со стороны Сверх-Я. Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрации Оно, т. е. к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями: раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают Я снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым относятся выявленные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты.
Для спасения от конфликта между Я и Оно применяются разные средства. Защитное поведение позволяет человеку обезопасить себя от тех проблем, которые он пока не способен решить, снять тревогу, связанную с угрожающими событиями (потеря близкого человека, любимой игрушки, утраченная любовь других людей к себе и т. п.), а также помогает «уйти от угрожающей реальности», иногда и преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм просто необходим, потому что человек не может сразу разрешить проблему. Но если время идет, а она так и не решается, то защитный механизм становится препятствием для личностного роста, поведение человека оказывается непредсказуемым, и он может навредить сам себе. Он уходит от реальности и от тех задач, которые ему надо решить. Таким образом, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую человек прячет, подменяя ее псевдопроблемами.
Фрейд выделял следующие защитные механизмы:
- Вытеснение желаний — непроизвольное удаление неприятных или недозволенных в тех или иных ситуациях желаний, мыслей, чувств, переживаний из сознания в область бессознательного, Оно. Подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная затрата психической энергии, в результате чего ее может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека. В результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания и находит свое болезненное выражение. Появляется демонстративное безразличие к реальности. Выделяют полное подавление, когда болезненные переживания настолько заглушены, что человек их забывает и не помнит, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Также говорят и о вытеснении. Это — частичное подавление, когда человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, хотя полностью забыть их не может и они «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.
- Отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды»: «Этого не может быть». Человек совершенно безразличен к логике, не замечает противоречий в своих суждениях.
- Рационализация — бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для того, чтобы объяснить и оправдать неприемлемые формы поведения, мыслей, поступков, желаний. Как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, которая может человеком не осознаваться.
- Инверсия, или противодействие — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на противоположные. Например, ребенок первоначально хочет получить материнскую любовь, но, не имея этого, начинает испытывать прямо противоположное желание — досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе.
- Проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств — т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимается в себе, но человек не признает такого факта и не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, он утверждает: «Некоторые евреи — обманщики», хотя фактически это означает другое: «Я порой обманываю». Таким образом, проекция позволяет возлагать вину за свои недостатки и промахи на кого-нибудь иного. Ею же объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для того, чтобы приписать другому свои негативные личностные свойства.
- Замещение. Проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собаку. Сестра и собака замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или самоосуждение.
- Изоляция. Это — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может привести к раздвоению личности, к неполному Я.
- Регрессия. Возвращение на более ранний, примитивный, способ реагирования. Устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника. Он не развивается психически, и иногда возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В трудных случаях, когда настоящая ситуация для человека невыносима, психика защищается, «спускаясь» на более ранний и безопасный период — например, в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних жизненных этапах. «Мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство. Они проявляются в том, что человек, надувшись, не разговаривает с другими, противодействует авторитетам, становится по-детски упрямым или ездит на автомобиле с безрассудно высокой скоростью.
Все люди используют защитные механизмы. Однако нежелательно чрезмерно полагаться на них, потому что они искажают картину потребностей, страхов, стремлений личности. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:
- они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
- они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать ситуацию менее угрожающей для человека.
Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:
- Реалистичная: эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самосохранение.
- Невротическая: эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Оно станут осознанными. Боязнь, что Эго окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания и можно сделать что-то ужасное, влекущее за собой тяжкие негативные последствия.
- Моральная: Эго испытывает угрозу наказания со стороны Сверх-Я, когда Оно стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и Сверх-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения.
- Социальная. Она возникает в связи с угрозой исключения из группы людей из-за неприемлемых действий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из Сверх-Я, перерастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прошлые или настоящие грехи.
Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, средством предупреждения человека о надвигающейся опасности. Она возникает, когда есть угроза организму. При подлинной опасности тревога исходит от конкретного внешнего источника, при невротической — от неизвестного.
В младенческом и детском возрасте она возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов, позднее появляется в ожидании опасности, а не как реакция на нее. Тревожный сигнал мобилизует защиту — механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымышленной внешней угрозы, или психологическую защиту, нейтрализующую повышенное возбуждение инстинктов.
Инстинктивные влечения, которые в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому оказались изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство ее механизмов приводит к психиатрическим заболеваниям (например, шизофрении), которым свойственна значительная деформация Эго и восприятия реальности.