Одной из главных идейных, теоретических и методологических основ современной западной общественной науки является комплекс фрейдистских и постфрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.
Создав первоначально новые психотерапевтические методы лечения психонервных заболеваний — психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856—1939) развил свои идеи и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.
Философско-социологическая доктрина 3. Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») и возникшие на ее основе постфрейдистские теории существенно трансформировали традиции социологического психологизма, содействовали определенному синтезу его различных течений и их модернизации.
В целом фрейдистские и постфрейдистские теории, непосредственно сопрягающиеся с «философией жизни» и экзистенциализмом, стали наиболее ярким образцом социологического психологизма в западной социологии XX в.
Наиболее существенная часть психоаналитической социологии 3. Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности; причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.
Одной из отличительных особенностей учения 3. Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию мотивов человеческого поведения.
По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.
Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение,
Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал на том, что «душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет путь развития человечества», в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков и повторяет их.
Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации человеческого поведения принадлежит инстинктам. Умозрительная теория инстинктов Френда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.
Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).
Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил — Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными «двигателями прогресса».
Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств. Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием причин, порождающих их, Фрейд обнаружил неврозы, возможной причиной возникновения которых был конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной стороны, и морально-волевыми ограничениями — с другой. В этой связи он предположил, что неврозы (и другие невротические состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека (неизбежно ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными эротическими переживаниями, либо этими же переживаниями, унаследованными индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний.
Неправомерно распространяя частные выводы своей клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения), он возвел эти выводы в догму своей мета психологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантнон человеческой деятельности.
Полагая, что сексуальное поведение человека является «прототипом его общего реагирования и поведения в жизнн», Фрейд утверждал, что сексуальность является формирующей силой, оказывающей воздействие на все прочие реакции человека и что все влечения, «которые мы можем проследить, оказываются исходящими из Эроса». Из этого же источника Фрейд выводил и разнообразные душевные силы (стыд, отвращение, мораль и пр.).